Российский государственный театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина
Касса: +7 (495) 689-78-44
Администраторы: +7 (495) 600-38-25
Заказ билетов: +7 (495) 602-65-77
Версия для слабовидящих
Купить
билет

Итак. Пятница. Тринадцатое. Ноябрь. «Записки из подполья».

Итак. Пятница. Тринадцатое. Ноябрь. «Записки из подполья».
15 Ноября 2015
Итак. Пятница. Тринадцатое. Ноябрь. «Записки из подполья».
Аскетичное оформление в декорациях – отличительная черта «Сатирикона». Но декорации и не нужны: просто слушай и смотри. Смотри – и слушай. 
Герой – мелкий чиновник из Петербурга, того самого, туберкулезного, грязного, с ветрами от набережных, с дешевыми борделями в подвалах, с кладбищами, залитыми весенней водой. Он выворачивает душу наизнанку и говорит много, порой абсурдно (но лишь на первый взгляд), с гримасами, нелепыми движениями и прыжками. Подпольный (К.А. Райкин) говорит о человеческой сущности, о его природе. Злость. Ненависть. Обиды. Месть. Мелкие гадости и радости. Куда идет человек? Что он такое? Может, это и больная философия, но по всем правилам рациональных рассуждений. Выворачивание себя наизнанку. Осознание собственной никчемности. Мелкие детали быта. Стремления и разочарования. «Конец концов, господа: лучше ничего не делать! Лучше сознательная инерция!»
Райкину нужно смотреть в глаза: как он передает ими внутренне состояние Подпольного! Мимика и жесты. Движения тела. Взмахи рук. Интонации голоса. И даже рэп. 
И вдруг начинается снегопад. Он сыпет с неба пушистыми хлопьями. Герою – 24 года. Не признан друзьями, унижен, подвергаем насмешкам. Ведет жизнь уединенную, по собственным словам – развратную. На вечеринках его все избегают, он чувствует свою второсортность. 
Верх черного костюма сменил кремовый пиджак, и вот – потертый халат, одетый на исподнее. Первая, сатиричная часть спектакля закончилась бесповоротно. Райкин сидит на стуле, босой, перед ним – Лиза. Её тень отпечаталась на стене, и с ней он ведет свой разговор. Меланхолично, даже отрешенно. Тень девушки много раз будет вставать со стула, разворачиваться и уходить, растворяясь где-то в нижнем углу сцены. Движущиеся тени – единственное украшение, единственная декорация. Но очень удачная.Откуда у его героя в разговоре с Лизой столько добродетели в мыслях? Где их исток? Он говорит ей о том, что проституция – это медленная дорога, спуск на погост. Что жить надо иначе, в любви, в семье, ради детей. Дает ей свой адрес. И ждет её прихода. Но уже с мукой. Кого увидит она? Ведь он тоже – ничтожество, осколок жизни. И Лиза приходит. Он с ней не груб, нет! Он – непоследователен. - «Прощайте", - проговорила она, направляясь к двери. - "Я вдруг подбежал к ней, схватил ее руку, разжал ее, вложил... и потом опять зажал»...
Если вы ничего не поняли – это хорошо. Достоевского надо пропускать сквозь себя. Это такой автор. И если вы умеет слышать – так услышите.

Оригинал





Издательство: afisha.ru

Автор: Антон Шиханов

Упоминающиеся спектакли

  • Высшая школа сценических искусств
  • Гильдия театральных менеджеров
  • РОССИЙСКОЕ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО (РВИО)
logo_horizontal.jpg

Театральная Афиша - репертуар театров, заказ билетов




   Противодействие коррупции  


cultrf.png