Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

Всем кого касается, посмотрела вчера...

Всем кого касается, посмотрела вчера... - фотография

Посмотрела вчера совсем свежий спектакль «Всем кого касается» в постановке Константина Райкина в «Сатириконе». Спектакль по пьесе современного драматурга Даны Сидерос. Сразу предупреждаю, букв будет много. Действие пьесы разворачивается в элитной школе в классе с «лучшими учениками» под руководством экстравагантной и умной молодой учительницы в исполнении прекрасной Полины Райкиной. Главные герои – подростки, класса 8-го или 9-го, их в классе мало, всего 6 человек. И вот, к ним переводят двух братьев, Мишу и Костю, один из которых не разговаривает, а только общается особенным языком касаний со своим братом.

Класс представляет собой следующий набор детишек: быковатый, с кипящей кровью Паша, холодно-занудный Валентин, весёлый раздолбай и задира (типичный житель последней парты) Семён, которого чудесно сыграл Алексей Фалько, его младшая сестра Рита с пацанскими замашками, очень старательная всезнайка на истерике Гузель и стервозная дочка богатых родителей Лиза.

Конфликт разворачивается с первого же появления новеньких братьев в классе, они приходят до учительницы, и, ещё до официально представления, попадают в неловкую ситуацию полного недопонимания на почве того, что новые одноклассники, не зная об особенности общения братьев, понимают действия Кости (неговорящего брата) совершенно неверно.

Тут я отступаю от сюжета пьесы. Про отношения и школьную экосистему поставлена и снята великая масса материала, но именно в этой пьесе основная проблема «непонимания» выведена через очень визуальный театральный язык, что, одновременно, эту самую причину делает и конкретной в рамках пьесы, и абстрактной в рамках жизни. То есть, если в пьесе проблема возникает из-за того, что язык касаний, на котором выражается Костя, сначала не понятен никому, кроме его брата, то выводя это за рамки сцены, мы получаем расширенный взгляд на специфику каждого человека. Недаром иногда люди говорят друг про друга, что кто-то там с другой планеты или кто-то кого-то не понимает или ещё много чего в таком духе. Всё это непонимание идёт во многом от незнания языка, на котором разговаривает тот или иной человек. У каждого из нас есть свой язык, он складывается из массы факторов, это и воспитание, и атмосфера, в которой человек растёт, книги, фильмы, музыка, которыми он себя окружает, те люди, вещи и события, которые нам нравятся, философское и эстетическое восприятие мира, наши мысли, те решения, которые мы принимаем, и те факторы, которые мы считаем главными и взвешиваем для того, чтобы эти решения принимать. Наш язык складывается из тех частей культуры, которые мы впитываем. Поэтому, в частности, в подростковом возрасте люди увлекаются различными субкультурами, потому что та или иная специфика даёт нам набор социально-культурных ключей, через которые мы можем более-менее на одном языке контактировать с другими людьми. Дальше этот клубок начинает катиться, и чем шире наш кругозор и умение примеривать на себя культурный бэкграунд других людей, тем в большей степени мы полиглоты от мира человеческих отношений.

Как гласит цитата К. Райкина на сайте «Сатирикона»: «Этот спектакль о важной теме нашей жизни – о способности понимать и принимать иного, другого. Для меня важно, что пьеса рассказывает об этом в позитивном ключе». Цитата замечательная, но для меня этот спектакль оказался скорее о ЖЕЛАНИИ понимать другого человека.

"Другие" в спектакле не только новенькие братья, просто они визуализированно другие. Помимо них «другая» девочка Рита, которая самая младшая в классе, и специально упорно работала, чтобы учится именно у этой самой «другой» учительницы, именно она и идёт самая первая на контакт с новенькими, потому что она не была до конца принята в «стаю». "Другой" Семён, который позволяет себе расхлябанное поведение в зависимости от своих собственных желаний, совершенно неподходящее ученику «элитного класса», и так далее по списку. Самые «нормальные», стержень стаи - это Паша и Лиза, которые «лучше всех знают» как должно себя вести, и, как раз они-то дольше всех и остаются с шорами на глазах.

Очень интересен тот факт, что их классная руководительница – педагог по литературе и русскому. Именно эти предметы, в общем-то, и развивают в школьниках (да и не только) какие-то представления о морали, о том, кто такой человек, о ценности тех или иных поступков, и желание и умение думать за себя, выражать свои мысли и отстаивать свою точку зрения. Учительница преподаёт свои предметы не бездумно, она развивает в детях это желание думать, спорить, сомневаться, аргументировать и прислушиваться к своим соображениям по чести и совести. Ведь во многих вещах, касающихся взаимоотношений и человеческих поступков, их мотивации, нет и не может быть однозначных ответов, но, чтобы поступки и мысли были стоящими хотя бы по своим меркам, надо уметь их аргументировать, в первую очередь для самого себя. И это одна из основных вещей, которая делает её преподавательский стиль «другим» и особенным». Она не просто готовит их к экзаменам, она учит их думать головой. И именно поэтому в этом классе история, начавшаяся с конфликта, проходящая через разные стадии его развития, доходящая до своей кульминации в трагическом поступке одного из учеников, заканчивается благополучно.

Очень хочется рассказать всё и разобрать каждого героя, но я не буду, потому что очень надеюсь, что многие пойдут на этот спектакль и посмотрят его вживую, так что без спойлеров. Скажу только, что все мы встречали этих героев и сами ими были. Лично мне ближе и интереснее всех оказался герой Семёна, трагикомичный дятел, мудрец-дурак, безотносительный романтик, свободная душа и действительно хороший человек. Я вообще считаю, что будущее за такими преподавателями, как классная руководительница ребят и ребятами, как Семён и его сестра Рита. Потому их командная работа может изменить мнение даже таких узколобых эгоистичных заноз, как Лиза и Паша, а для людей, как Миша и Костя такие люди создают настоящий дом и семью.

Отдельно надо сказать, что по моим наблюдениям, современные пьесы на вот такого рода очень насущные темы, которые окружают нас в жизни, ставит только Константин Аркадьевич. И за это ему огромное спасибо, он потрясающе смелый, тонкий и точный человек. Только ему под силу не делать упор на эпатаж, чернушность и злободневность, не выходить на агрессию и отчаяние, а брать острые и больные темы и выводить их на сцену чудесным светлым языком, который выводит зрителя к желанию задуматься и оставляет в его сердце тепло и благодарность, что с ним об этом поговорили.

Оригинал

Издательство: facebook Автор: Varvara Plavinskaya-Rozanova 01.04.2019

Спектакли