Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

СЕМЕРО В ШОКЕ. «ЛЕКАРЬ ПОНЕВОЛЕ» готовится к премьере

СЕМЕРО В ШОКЕ. «ЛЕКАРЬ ПОНЕВОЛЕ» готовится к премьере - фотография

 «Сатирикон» в предвкушении летней премьеры: 22 июня Константин Райкин представит в театре свой спектакль по одному из самых весёлых фарсов мольера «Лекарь поневоле». В режиссерской версии жанр постановки - «комедия втроём». Только три артиста, демонстрируя лихую скорость переодеваний и перевоплощений, сыграют роли всех персонажей. Этот спектакль худрук «Сатирикона» видит как гимн театру в чистом виде, гимн лицедейству и реверанс театру масок Аркадия Райкина. «Лекарь поневоле» рождается в репетициях как праздник наивных, светлых, благородных отношений и обстоятельств жизни – тех, которые одни способны на миг превратить взрослого зрителя в ребенка, потому что не зависят от политики, экономики, кризисов и прочих неприятностей жизни. Воплотить чудо подобного театрального зрелища на сцене Константин Райкин доверил семерым своим ученикам – третьекурсникам - артистам из будущего первого выпуска в высшей школе сценических искусств. а поскольку 7 на 3 не делится, спектакль будет иметь несколько актерских составов!

Пока в театре идут репетиции, знакомим вас с первой «тройкой игроков».

Розалия Каюмова, Константин Новичков, Даниил Пугаёв дают интервью по поводу предстоящей премьеры. Здесь чувства, эмоции, размышления от очень молодых артистов, которых ждет большая театральная площадка.

- Как вы думаете, почему воплотить такую нетривиальную сценическую идею Константин Аркадьевич выбрал вас, начинающих артистов, а не уже признанных мастеров «Сатирикона»?

Даниил Пугаёв (пять ролей в спектакле):

- Я думал по этому поводу, и даже думал немало, и честно говорю – не знаю… Это действительно очень сложный материал, рассчитанный  на профессиональных  артистов. Но, наверное, Константин Аркадьевич, во-первых, как-то нам доверяет, а во-вторых, мне кажется, для него это ещё некий эксперимент, какой-то неожиданный ход.

IMG_2086.jpg

На фото Даниил Пугаёв

- Каким был тот день, когда вы узнали, что распределены на «роли»  в спектакль «Лекарь поневоле»?

Константин Новичков (роль Сганареля):

-Это сложное чувство. С одной стороны не то, чтобы я предчувствовал – просто ходили слухи, что Константин Аркадьевич будет ставить спектакль и возьмет несколько человек с курса. Ходили слухи, но я как-то себя не относил к людям, которые попадут туда – просто решил об этом не думать, чтобы если не возьмут, не испытывать отрицательных эмоций. И вот нас всех собрали и объявили, что семь человек будут участвовать: тот-то, тот-то, тот-то … и я! Главная роль, уже в театре, на третьем курсе – огромное счастье с одной стороны! А с другой – сложное ощущение, когда ты понимаешь, что взяли тебя, но не взяли других, причем тоже достойных, прекрасных ребят… - Вы в такой ситуации о других способны думать?! - Я думаю о других больше, чем о себе – да, со мной это случается. Я о себе думаю почему-то в последнюю очередь. Не знаю, хорошо это – плохо ли. Иногда плохо, иногда хорошо. Даже мама говорит периодически: - Себя надо любить! Подумай о себе! Не знаю, откуда это – просто как-то я такой получился. Вот, и потом я ходил несколько дней «в оценке», что буду играть в спектакле – это событие, которое сразу до тебя не доходит. Ты не понимаешь, что с тобой вообще произошло. Мы тогда не знали, что это будет на большой сцене, сначала предполагалось, что это будет на сцене Учебного театра. А тут предлагают «пошутить по-крупному». Ничего, пошутим! Здорово!

IMG_2235.jpg

На фото Константин Новичков

Розалия Каюмова (четыре роли в спектакле):

- Был обычный учебный день, причем, в начале 2-го курса. В перерыве меня подзывает Константин Аркадьевич и самыми простыми словами, самым обыкновенным тоном говорит: «Розочка, я хочу, чтобы ты играла в моем спектакле. Прочти пьесу и поделись впечатлениями»... ШОК! Но я сдерживаю эмоции, отправляюсь записывать название: «Лекарь поневоле», Мольер. И вот иду, потом бегу по лестнице, и даже лечу, и прыгаю, и кричу на всю Школу: «УАААААААА! Боже мой! Я участвую в спектакле»! Но, дома никому не сказала – чтобы не сглазить. И целый год никто ничего не знал.

IMG_2000.jpg

На фото Розалия Каюмова

Даниил Пугаёв:

- О том, что будет такой спектакль, мы  узнали как-то тайно: в Школе начались шушуканья, что вот Константин Аркадьевич будет делать спектакль по Мольеру, что будет участвовать всего три человека, о семи поначалу речи не шло. И на итоговом распределении я, как и остальные шесть ребят был в шоке. Хорошо помню наш этот сбор, где у меня было два шока: от того, что в Шекспире, в учебных отрывках, мне дали Ричарда, и того, что я попал в спектакль театра. Двойной катарсис наступил!

- А вообще комедия - ваша стихия?

Даниил Пугаёв: Что я могу сказать уверено – мне это очень нравится. По поводу стихии – нас учат умению работать в разных жанрах. Я надеюсь, что и комедия – мой жанр. И Константин Аркадьевич постоянно нам  говорит, что, несмотря на яркость формы, масочность, комедию перевоплощений, всё должно быть очень живо и оправданно изнутри, прожито по-настоящему. И сложность – совместить две эти стороны. Чтобы быть убедительным, правдивым, живым и в то же время ярким характером.

Историю о веселом пройдохе, который отрекомендовался медицинским светилом, и при этом умудрился сотворить чудо, казалось бы, в неизлечимом случае, читатели и зрители всего мира уже четвертое столетие считают одной из самых смешных в творчестве Мольера. Но сам великий комедиограф называл «Лекаря поневоле» безделицей и чепухой, хотя и в 17-м веке, при жизни Мольера, в его собственной постановке пьеса очень понравилась парижанам и дала прекрасные сборы. В спектакле «Сатирикона» этот фарс сегодня станет ещё занимательнее, так как Константин Райкин дополнительным сценическим ходом превращает изящную комедию в актёрский аттракцион, где вокруг главного героя – Сганареля в скоростном красочном круговороте возникают ещё девять ярких персонажей, сыгранные, не забудьте - втроём!     

Даниил Пугаёв:

- Итак, мои пять персонажей прямо по порядку  появления на сцене. Первый - Робер. Такой паренек, он появляется всего один раз, в самом  начале, и до финальной карусели о нем ничего не известно. Очень наивный житель этой нашей страны. У меня ассоциации с ним, как с Дон Кихотом: он придет на помощь каждому, хочет всем помочь - и в итоге проявляется не в лучшем свете. Странный персонаж, но мне очень нравится. Второй образ – это Лука. При всей его серьезности, при всей его грубости, мужланстве, как и все тут, он очень наивен, очень искренне верит в любой обман. Т.е. он тупой, тёмный, но в то же время очень обаятельный. Потом Жеронт. Это вообще центровая фигура в пьесе. Это отец Люсинды – девушки, которую выгодно хотят выдать замуж. Очень смешной самодур, в то же время очень скупой. Первое, что в нем меня трогает – что он очень любит свою дочь. Вот говорят, в чем «зерно роли». Мне кажется зерно роли Жеронта  - в дочке. Не в нем самом. В этом его многогранность: он не просто злой старик-скупердяй с мешком денег, а очень любящий отец в первую  очередь. И поэтому все его, так называемые пороки: скупость, жадность – они уходят на второй план. Потому он все равно положительный персонаж. И вообще в пьесе  нет отрицательных персонажей – все положительные. У каждого своя правда, каждый борется за свою историю – они все наивные дети, такой получается наивный мир каких-то солнечных «звездодуев». Потом Тибо – это старик, который тоже появляется один раз, и хотелось бы, чтобы этот один раз запомнился. Тут сложность в чем: если единственный монолог Тибо проходит плохо, то и персонажа  в итоге нет. А хочется сделать его ярким. И остался Леандр – это возлюбленный, он тоже очень любит дочку Жеронта Люсинду.  Он такой летящий, порывистый романтик, он какой-то ветер. Эту роль мы играем без лишних масок, без париков, без шляп – потому что он такой «Человек». Просто сплошное чувство, которое управляет очень хорошим человеком, огорченным свалившимися на него обстоятельствами.

Константин Новичков:

- У меня прекрасная, замечательная роль, стержневая в спектакле. Это Арлекин, это Труффальдино, только по-французски. Сганарель его зовут. Замечательный персонаж, я такого ни разу не играл. Вообще, я студент и я вообще мало что играл (смеется). Но наш курс немножко особенный – мы очень много работаем, и у нас много самостоятельных работ. А самостоятельные работы – это всегда возможность что-либо попробовать. И поэтому для студента я попробовал нормально так ролей: в спектакле «Играем в мультики» - Карлсон. Потом три роли: Зилов, Шаманов и Бусыгин – советская драматургия. Потом Достоевский – Свидригайлов, Рогожин и Алеша Карамазов. Потом был Чехов – там Камышев из «Драмы на охоте», «Жених и Папенька». И Николай Степанович из «Скучной истории» - уже 12. Потом был Гоголь «Невский проспект», потом Чичиков. Потом Хармс – там тоже три образа. И Макдонах: «Сиртливый запад» и «Человек-подушка» Всего 19. У Островского в «Пучине» я играл две роли. Замечательная пьеса совершенно, моя любимая. Я открыл для себя Островского. И одна роль в «Не все коту масленица». И Шекспир - Анджело в «Мера за меру». И Клаудио в том же отрывке. И Полоний в «Гамлете». Я вообще классику люблю: Пушкина, Гоголя, Достоевского, рассказы Чехова. И среди этих 20-ти с чем-то ролей роли, подобной Сганарелю, не находилось. Не было похожего характера. Он прохвост такой замечательный. Пока с ним проблемы в репетициях. Но ничего – я все сделаю!

IMG_2112.jpg

На фото Даниил Пугаёв и Константин Новичков

Розалия Каюмова:

- Мои родители из Нижегородской области, и я там отдыхаю летом - там есть такие женщины, которые «пилят» своих мужей и постоянно ворчат, и бубнят. Такая у меня Мартина, сварливая жена Сганареля. Мы придумали, что когда-то давно в юности она была красивой женщиной: чем-то же она привлекла Сганареля. А потом он ее «добил» своим поведением, и она превратилась в косолапую, горбатую каргу – не женщину, а существо с противным голосом. Второй образ - Жаклина – очень женственная кормилица, полная стати и гордости. Несмотря на то, что она прислуга в доме – все равно очень себя преподносит: такая величественная и очень умная. У нее есть муж Лука, но от него ласки не добьешься. А вот Сганарель – другое дело, очень обращает на нее внимание. А еще есть Люсинда – капризная своенравная девочка, которая «онемела», чтобы не выходить замуж за нелюбимого. И крестьянский мальчик Перрен лет 7-8, очень позитивный мальчик.

Даниил Пугаёв:

- Я пока сам не знаю, как это сделать – сыграть всех пятерых сразу (смеется). Мы еще  далеки от совершенства: и того, что хочет от нас Константин Аркадьевич, и от того результата, который сами от себя ждем. Только начинаем идти по этой дорожке, но это очень интересно и безумно круто, что есть возможность попробовать весь свой механизм  актерский: и тело, и голос – именно в таком жанре, потому что это действительно аттракцион для актера. Мы садимся на  эту американскую, нет французскую горку, и так и летим по ней весь спектакль. Там нет момента для какого-то вдоха, осознания, всё проносится очень быстро.

IMG_2218.jpg

На фото момент репетиции

Интересно, что фарс «Лекарь поневоле» был сочинен Мольером и разыгран в Париже его труппой в 1666 году, ровно 350 лет тому назад. Таким образом, постановка «Сатирикона» в 2016-м - не только чествование Мольера, одного из любимых авторов Константина Райкина, но ещё и подарок к юбилею комедии. Вообще же в России эта пьеса была уже точно известна в начале XVIII века. Как пишет самый именитый биограф Мольера Михаил Булгаков в своей «Жизни господина де Мольера», в 1709 году фарс упомянут в российском «Описании комедиям что каких есть в Государственном Посольском приказе…» под названием «О докторе битом» (он же «Доктор принужденный»). Конечно, имя и история Мольера, окруженные восхищением и любовью его биографов, преданы также многим домыслам, небылицам, художественным фантазиям. Но невозможно не подвергнуться очарованию этих историй, самая «царственная» из которых – о том, как «король-солнце» Людовик ХIV в ответ на известие: - Мольер умер! – скажет, сняв шляпу: - Мольер бессмертен!

В материале использованы фотографии с апрельских репетиций спектакля.

Екатерина Купреева

Фото: Евгений Люлюкин

13.05.2016

Спектакли