Официальный сайт театра
Российский государственный театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина
Касса 12:00-20:00 (15:00-16:00) +7 (495) 689-78-44
Отдел продаж 09:00-19:00 +7 (495) 689-78-54
Версия для слабовидящих

История - ведьма

История - ведьма
17 Июня 2002

Э. Ионеско. "Макбетт". Режиссер Ю. Бутусов. "Сатирикон"

"Если б власть президента Помпиду осуществилась в тех же условиях, что и Мао, один от другого нисколько бы не отличался", - заявил Эжен Ионеско в интервью газете "Монд" по поводу своего "Макбетта", единственного сиквела среди его пьес, впервые поставленного в России. Один из отцов театра абсурда, француз по матери, румын по отцу, он прожил часть юности в профашистской Румынии и, поступив на филфак якобы для написания диссертации, уехал во Францию навсегда. Сохранив стойкий иммунитет к жажде власти как таковой: "Все правители одинаково хороши, и всех их нужно посадить в один мешок".

Из шекспировского "Макбета", главной пьесы о власти, Ионеско позаимствовал фантастику интриги с ведьмами, которые соблазнили властью бравого Макбета. Да нескольких героев - преданного Банко, убитого Дункана, мстителя, не женщиной рожденного... Только, в отличие от шекспировского Макбета, Макбетт Ионеско, ставший узурпатором, - лишь звено в цепи властителей, чья абсурдная жестокость только возрастает от предыдущего к последующему. По Ионеско у зависти и властолюбия единый механизм: от жажды восстановить попранную справедливость - к стремлению переделать мир, затем к захвату власти, а там и постулат "цель оправдывает средства" не за горами. Стоит лишь протянуть к этому механизму руку, и он затянет целиком. Тот, кто подался в творцы истории, с опозданием понимает, что это история вертит им, точно шекспировские ведьмы.

Впрочем, Юрия Бутусова, одного из лучших режиссеров питерской новой волны, интересовали не столько социальные убеждения Ионеско, сколько его лиризм. "Макбетт" Юрия Бутусова - это фарс по жанру, гиньоль по сути, легкий фокстрот по ритму и лирическая, философская клоунада по тональности.
Потенциальному режиссеру Ионеско не поленился оставить уйму ремарок: из какой кулисы выйти, какую музыку использовать. Коими Юрий Бутусов и художник Александр Шишкин благополучно пренебрегли, отпустив на волю фантазию и сделав невероятное очевидным. На сцене идет звездный дождь, манят блуждающие огоньки, полыхают огнем мечи, от бутафорских выстрелов из расстрелянного лезут красные ленточки и валит настоящий дым. И кто-то невидимый гоняет по сцене огромный шар, светящийся изнутри, пушистый снаружи (словно солнце закатали в снежный ком). Который, точно превратная судьба, то играет в поддавки и катает верхом, то давит и уволакивает за собой, как снежная лавина.

И лучшие сцены придуманы здесь поверх сюжета, в зазорах между словами, иронией и моралью классика-абсурдиста. Вот немой вопрос: "Я? Да? Господи, неужели?" - загорается в глазах Макбетта (Григорий Сиятвинда): самый неказистый из дункановских генералов, буквально зомбированный своей преданностью монарху, он не смеет поверить, что его полюбила первая леди государства. А, поверив, бережно ведет в танце ведьму в образе леди Дункан (Агриппина Стеклова), окрыленный любовью, с видом счастливым и виноватым.

Вот ссорятся два закадычных друга, Макбетт и Банко (Максим Аверин), стравленные насмерть ведьмами: отчаянная пантомима с беззвучными воплями, попытками повеситься и покаянными объятиями.
Вот проживает последние минуты перед смертью трусливый Дункан (Денис Суханов), который возвращается с очередной показухи государственного масштаба - сеанса исцеления (помесь проповеди с телешоу). Становится под струю воды, точно смывает с себя все наносное - крикливый грим, накладной жир, фальшивые слова, липкий страх. Чтобы чистым обнять жену. Чтобы вернуться к себе, истинному - такому, каким Бог задумал.

Это возвращение к себе через все искушения и повороты истории и становится главным мотивом "Макбетта". Есть у Ионеско такой персонаж - ловец бабочек, которого откуда-то заносит на сцену, когда Макбетт уже повержен, а очередной узурпатор пугает народ своей тронной речью. В спектакле такой ловец (что-то вроде нравственного камертона) появляется неоднократно, а в финале в этой роли выходит сам Макбетт. Человек, который посмел вырваться за пределы предначертанной судьбы, попал в прокрустово ложе истории, стал рабом своих поступков и погиб, чтобы в другой жизни раствориться в блаженном неучастии в историческом прогрессе.

Оригинал

Издательство: Вечерняя Москва

Автор: Ольга Фукс

Архив спектаклей

  • http://school-raikin.com
  • Звезда театрала
  • Культура. Гранты России.
  • РИАМО

   Противодействие коррупции  


cultrf.png