Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

Константин Райкин: Правда режет, как гильотина

Константин Райкин: Правда режет, как гильотина - фотография

Народный артист России, художественный руководитель Московского театра Сатирикон, профессор, основатель Высшей Школы сценических искусств Константин Райкин проводит мастер-класс, рассказывая своим ученикам о тонкостях актерской и режиссерской профессий. 

Фото: Дмитрий Коробейников

Константина Райкина в Международной летней театральной школе ученики слушают с открытым ртом. Еще бы! Завесу тайн мастерства приоткрывает сам худрук «Сатирикона».

На первом же занятии Райкин объявил студентам: он тоже ученик.

А затем предупредил об обратной стороне опыта, где только штампы плюс потеря духа новизны и бесстрашия.

Со всем этим, сказал режиссер, он воюет.

А еще — плачет. От того, что учеником себя считает... беспомощным.

— Со своими студентами я вызвался играть роль Ахова в дипломном спектакле «Не все коту масленица», — поясняет Константин Аркадьевич, вспоминая одну из репетиций пьесы Александра Островского.

Ставили ее в Школе-студии МХАТ, где Райкин преподавал 12 лет и воспитал там целую плеяду звезд.

— Репетирую я трудно, артист я тупой, — улыбается мастер. — Очень медленный и долго думающий. Да и с текстом у меня не всегда простые отношения...

Режиссер Алла Покровская тогда уже начала было возмущаться.

— Ну, не получалась у меня роль, что бы я ни делал. И тогда я прямо на глазах своих учеников... заплакал. А поскольку плачущий худрук — явление редкое, все смотрели на меня, как на экспонат на ВДНХ. Зато молодежь увидела, что и мне трудно. Даже более, чем им — у меня и планка выше, и сам я — опытнее...

У всех студентов Международной летней театральной школы Союза театральных деятелей РФ — профессиональное актерское образование. Но ни для кого в театральной среде не секрет, что у Райкина не забалуешь — вкалывать нужно 25 часов в сутки. Может быть, это и легенда. Но к беспощадной правде у Константина Аркадьевича особое отношение.

Не любит он ее — ни в жизни, ни в искусстве.

Не допускает ее и по отношению к своим ученикам.

— Правда — она равнодушна и безжалостна, — вздыхает Райкин. — Режет, как гильотина. А вот «энергия заблуждения» (термин, придуманный Львом Толстым. — «ВМ») — великая вещь. Влюбленность, любовь, очарованность — все это «энергия заблуждения».

А правда — факт и только.

Самые высокие духовные проявления человека, безусловно, связаны с заблуждениями.

— Вот и я хочу заблуждаться, влюбляться и очаровываться, — улыбается Райкин. — К тому же я никому в своей жизни не посмел сказать, что ему не хватает дара, что он — недостаточно талантлив.

Нельзя человека лишать крыльев. Нет такого в природе — все мы одарены. Хотя с актерами могу быть и резким, и неумолимым, могу даже выставить за дверь. Ведь с трудолюбием у многих серьезные проблемы.

Может быть, поэтому с лентяями, какими бы гениальными от природы они ни были, Райкин старается не работать.

— Я — спортсмен, а в спорте на одной гениальности далеко не уедешь, — уверяет он.

Не без досады на этом мастерклассе Константин Аркадьевич признался в том, что в легендарной Щуке (Театральный институт имени Бориса Щукина. — «ВМ»), в его альма-матер, педагоги запрещают студентам смотреть спектакли Константина Богомолова, Кирилла Серебренникова и других неоднозначных режиссеров: — Москва — это театральная Мекка, — говорит Райкин. — И театральное дело здесь очень разнообразно. Поэтому надо везде ходить и все смотреть.

И свою Высшую школу сценических искусств Константин Райкин создал как альтернативу трем театральным китам — Щукинскому училищу, Школестудии МХАТ и ГИТИСу. Почему и пришлось ему практически отказаться от главного постулата системы Станиславского: «Я — в предлагаемых обстоятельствах», — отдав предпочтение Михаилу Чехову с его: «Идти от героя, а не о себя».

— Мы все танцуем от Станиславского, — поясняет Райкин. — Но каждый играет по его системе согласно своей индивидуальности, у каждого — своя прекрасная неправильность. К тому же артисты нелюбопытны. Как к достижениям своих коллег в других театрах, так и к жизни вообще.

Это очень плохо, поскольку театр — живой организм, живет настоящим. Никого так сильно не любят, как артиста во время спектакля, и никого так быстро не забывают, как его же после.


СПРАВКА

Константин Райкин родился 8 июля 1950 года в Ленинграде в семье известного артиста Аркадия Райкина. В 1971 году окончил Театральное училище имени Б. Щукина. Народный артист РФ, руководитель московского театра «Сатирикон», профессор.

С 2012 году — руководитель Высшей школы сценических искусств Константина Райкина.

КСТАТИ

Союз театральных деятелей России в десятый раз проводит масштабный, не имеющий аналогов образовательный проект в сфере театрального искусства — Международную летнюю театральную школу. За 10 лет в ней приняли участие более 800 молодых актеров из 55 стран и 72 российских городов. Художественный руководитель — председатель СТД Александр Калягин.

Подробнее: http://vm.ru/news/2016/06/14/konstantin-rajkin-pravda-rezhet-kak-gilotina-323343.html


Издательство: Вечерняя Москва Автор: Анжелика Заозерская 14.06.2016