Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

Под занавес сезона: «Лекарь поневоле» – премьера в «Сатириконе»

Под занавес сезона: «Лекарь поневоле» – премьера в «Сатириконе»  - фотография

Спектакль Константина Райкина «Лекарь поневоле» по одноименной пьесе Мольера – это эксцентрическое действо в итальянском духе, столь близком худруку «Сатирикона». Стремительный ритм постановки соответствует бесконечной смене действующих лиц, которых на поверку оказывается намного больше троих артистов, отважно воплощающих задумки режиссера. Идея создать спектакль силами молодых актеров в последнее время пользуется популярностью – вспомнить, например, работы Юрия Бутусова, так любящего сцену «Сатирикона». Сам Райкин не боится риска и доверяет своим подопечным – третьекурсникам Высшей школы сценических искусств – выполнение самых что ни на есть «взрослых» задач.

В программке значатся 7 фамилий – «Лекарь» играется не одним составом. В молодых исполнителях – море сил, энергии, таланта и обаяния возраста, когда любая роль кажется по плечу, а жажда работать на сцене запредельна. Розалия Каюмова, Елена Голякова, Ульяна Лисицина, Илья Рогов, Константин Новичков, Даниил Пугаёв и Ярослав Медведев попеременно, но с неизменной с радостью делятся с публикой своим счастьем от щедрого подарка судьбы – возможностью выступать в настоящем, не студенческом театре.


Несмотря на то, что на сцене находятся всего три артиста, переодеться без помощи своих товарищей они не могут: в пространстве за кулисами работает настоящий конвейер по превращению Люсинды в Жаклину, Робера в Луку, Леандра в Тибо и обратно. В финале коллектив слегка приоткроет свою «кухню», совершив последнюю метаморфозу на глазах у зрителей.


Захватывающий сюжет комедии Мольера, не тронутый постановщиком, искрометный юмор и множество головокружительных актерских приемов помогают зрителю отвлечься от жизненных проблем, ведь ценность «Лекаря» именно в его воздушной легкости. Спектакль поставлен в гротесковом характерном ключе, а юный актер Илья Рогов в роли Сганареля напоминает своего педагога клоунской подачей образа и раскованной пластикой.


Привлекает в премьере «Сатирикона» свежесть, так радующая под занавес театрального сезона. Уровень игры молодых «призывников» Константина Райкина еще студенческий, но интереса, желания творить и учиться – с лихвой. Недаром с такой феерической легкостью исполняет актерская троица множество персонажей этой изящной комедии.

Оформление Бориса Валуева просто и функционально: несколько черных ширм веером разбегаются по периметру сцены, создавая ниши, в которых совершаются актерские перевоплощения. Реквизит весьма скуп: интерьер жилища Сганареля и Мартины представлен веревками с развешанным бельем, дом Жеронта и Люсинды обозначается еще более условно – стулом.

Открывает и завершает спектакль замечательный пластический этюд, в котором молодые артисты, одетые в черные трико, виртуозно имитируют игру на музыкальных инструментах. Пройдясь колесом по сцене, они на глазах у зрителей облачаются в костюмы своих персонажей, и представление начинается.


Для каждого героя Мольера ученики Райкина ищут свой рисунок, интонации, пластику. Удается это не всегда, но видно стремление максимально разнообразить диапазон изображаемых лиц. Компактная форма спектакля, напоминающего о старинном площадном театре, быстрый темп речи, постоянное движение и бесконечные переодевания держат зрительское внимание, буквально не давая никакой передышки. «Лекарь поневоле» – настоящий фейерверк режиссерской фантазии.

Главные составляющие этой постановки – всевозможные придумки постановщика и кураж его юных исполнителей. Конечно, их интонации еще не выверены, азарт подменяет опыт, а незнание некоторых актерских хитростей, нарабатываемых с годами, не позволяет отдельным репликам звучать ярко. Но в целом комедия Мольера представлена «Сатириконом» в первозданном виде, лишь слегка приближенном к нашему времени. И становится очевидным, что великая литература, независимо от стиля и эпохи, будет интересна театру и его зрителям и без попыток вписать ее в наши реалии. Ведь смех и веселье не устаревают. И по-прежнему «жаркая кровь мутит молодые головы» – как говорит устами своего Сганареля обаятельный Илья Рогов, заражая публику энергией, задором и радостью игры.

Текст: Дарья Семенова

Фотограф: Евгений Люлюкин (фото с репетиций – с сайта театра).

Ближайшие спектакли: 22, 23, 28 и 29 июня (19.00), 6, 7, 14, 15, 19, 25 и 30 июля (19.00).

Оригинал статьи



 
Издательство: Театральный буфет 22.06.2016

Спектакли