Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

Про «это» у «этих»

Про «это» у «этих» - фотография

Двадцать один плюс: «Все оттенки голубого» Константина Райкина в театре «Сатирикон»


Валерий Печейкин 2 июня 2015

К премьере «Всех оттенков голубого» Константина Райкина в театре «Сатирикон» ТеатрAll попросил драматурга Валерия Печейкина прокомментировать спектакль на острую тему.

Бед­ный маль­чик... Может быть, он не был такой дур­ной, как ка­зал­ся.

Верно, ему было боль­но. Все-та­ки его жаль.

Ва­си­лий Ро­за­нов, «Го­лу­бая лю­бовь»

Днем по­смот­рел на Youtube за­пись филь­ма «Содом» жур­на­ли­ста Ар­ка­дия Ма­мон­то­ва, а тем же ве­че­ром — « Все от­тен­ки го­лу­бо­го» по пьесе Вла­ди­ми­ра Зай­це­ва в «Са­ти­ри­коне». Ее по­ста­вил на Боль­шой сцене сам Кон­стан­тин Рай­кин.

И вот, это и на­зы­ва­ет­ся жить в ин­те­рес­ное время. В Рос­сии се­год­ня сме­ши­ва­ет­ся и взбал­ты­ва­ет­ся такое, что в стра­нах ци­ви­ли­зо­ван­ных про­ис­хо­дит толь­ко в кос­ми­че­ских сагах. Если и сме­ши­ва­ет­ся, то не взбал­ты­ва­ет­ся. А кто на За­па­де лиш­не­го взболт­нет — тому кир­дык. Это можно было ви­деть в филь­ме Ма­мон­то­ва: чер­но­ко­жий ста­рик, чест­ный так­сист с ша­шеч­ка­ми, пря­чет свое мне­ние о геях. Рос­сий­ский зри­тель ему со­чув­ству­ет. Ему невдо­мек, что де­душ­ка все-та­ки ку­ме­ка­ет, что он пе­ре­стал быть «негром», а стал аф­ро­аме­ри­кан­цем из-за той же штуки, ко­то­рая дала геям права — то­ле­рант­но­сти и рав­но­пра­вия. В об­ще­стве, члены ко­то­ро­го сами живут и дру­гим дают.

Дей­стви­тель­но ин­те­рес­ны люди, ко­то­рым надо. Не за себя, а за дру­гих

Но вер­нем­ся в Рос­сию. Если вы не в курсе, то у нас су­ще­ству­ет закон «О за­щи­те детей от ин­фор­ма­ции, при­чи­ня­ю­щей вред их здо­ро­вью и раз­ви­тию». По этому за­ко­ну детям нель­зя рас­ска­зы­вать о рав­но­цен­но­сти од­но­по­лых и «тра­ди­ци­он­ных» от­но­ше­ний. Геи, ко­неч­но, тоже люди, но ге­те­ро­сек­су­а­лы — ров­нее. Такой закон. Ве­ро­ят­но, это и за­ста­ви­ло со­зда­те­лей спек­так­ля при­сво­ить ему сюр­ре­а­ли­сти­че­скую воз­раст­ную мар­ки­ров­ку 21+.

Спек­такль «Все от­тен­ки го­лу­бо­го»— экс­кур­сия в го­мо­сек­су­аль­ность: вот герой, маль­чик из пол­ной семьи, у него есть мама и папа. И ба­буш­ка. Она будет ле­чить его ис­кус­ством, во­дить в музеи гля­деть на ба­рок­ко и ро­ко­ко. Но сила ис­кус­ства ока­жет­ся бес­силь­ной. По­про­бу­ют услу­ги экс­тра­сен­са-«бе­со­го­на», но — тоже тух­ляк. Мама будет дей­ство­вать уго­во­ра­ми и сле­за­ми, отец — кри­ка­ми и, в конце кон­цов, кли­ни­кой. Здесь парня, будто нар­ко­ма­на, на­пич­ка­ют фер­мент­ны­ми мо­ду­ля­то­ра­ми. И толь­ко когда он пре­вра­тит­ся в овощ, ро­ди­те­ли на­ко­нец пой­мут, что на­де­ла­ли, и по­ве­зут его домой. В самом фи­на­ле есть одна неод­но­знач­ная ре­пли­ка — она ста­вит ин­тел­ли­гент­ный знак во­про­са и не дает зри­те­лю уйти домой с пол­ны­ми кар­ма­на­ми ка­тар­си­са, как с ра­куш­ка­ми с ту­рец­ко­го пляжа. Зато зри­тель после спек­так­ля на­чи­на­ет бо­лее-ме­нее раз­ли­чать «от­тен­ки го­лу­бо­го».

«Все от­тен­ки го­лу­бо­го» — экс­кур­сия в го­мо­сек­су­аль­ность

Во­об­ще, слово «го­лу­бой» несколь­ко уста­рев­шее. Неяс­но­го про­ис­хож­де­ния, ис­поль­зо­ва­лось, как пра­ви­ло, «не го­лу­бы­ми» для обо­зна­че­ния «го­лу­бых». Слово пе­ре­ход­но­го пе­ри­о­да. От уго­лов­но­го «пе­ту­ха» и бран­но­го «******», сквозь ме­ди­цин­ско­го «го­мо­сек­су­а­ли­ста» к меж­ду­на­род­но­му «гею». Про­из­но­си­лось теми, кто не хотел вы­ра­жать­ся грубо или по-ме­ди­цин­ски. Теми, кто хотел ска­зать про это у этих… Ну, у «го­лу­бых».

Но пе­ре­хо­да к меж­ду­на­род­но­му gay не слу­чи­лось. Нас бом­ба­ну­ло: по­лу­ост­ров, санк­ции, стрель­ба на мосту. Си­сте­ма от­ка­ти­лась об­рат­но. Вкус дет­ства.

И в этих вот об­сто­я­тель­ствах Рай­кин ста­вит эту вот пьесу. Ее «го­лу­бой» в на­зва­нии об­ра­щен к ауди­то­рии, ко­то­рая сама могла по­ми­нать этим сло­вом «го­лу­бых». К тем, кто уже за­ме­тил, что мир не де­лит­ся на чер­ное и белое, муж­ское и жен­ское. В об­щем-то, к ин­тел­ли­ген­ции. Ко­то­рая на­ча­ла про­из­но­сить фразу «Пусть живут как хотят…»

«…но не про­па­ган­ди­ру­ют» — пред­ло­жи­ли им ее окон­ча­ние. И они эту мак­си­му сло­па­ли. Пусть это самое, толь­ко не то самое. И в этом смыс­ле по­ста­нов­ка Рай­ки­на — про­па­ган­да. Такая же, какой яв­ля­ет­ся любой живой че­ло­век на двух ногах.

«Пусть живут как хотят, но...» — па­ро­дия на хри­сти­ан­ское «по­сту­пай как долж­но и будь что будет». Не слу­чай­но в от­тен­ках пьесы нет ре­ли­гии. Экс­тра­сенс есть, а попа нет. По­то­му что ре­ли­гии кос­нешь­ся — зубов недо­счи­та­ешь­ся. Вот, мои со­сед­ки перед на­ча­лом спек­так­ля за­чи­ты­ва­ли друг другу из­бран­ные места из книги ка­ко­го-то ар­хи­манд­ри­та. В част­но­сти, они вы­яс­ни­ли, что по­ли­вать мо­ги­лы вином на клад­би­ще — непра­во­слав­ная тра­ди­ция. «Лучше в себя за­ли­вать!» — за­клю­чи­ли со­сед­ки. В конце спек­так­ля они под­ня­лись вме­сте со всем залом: уж боль­но их про­бра­ло. И маль­чи­ка-ге­роя жалко, малой же еще. А вот кос­нись ав­то­ры бога — под­ня­лись бы на уши.

Во­об­ще, слово «го­лу­бой» несколь­ко уста­рев­шее

В пьесе есть мат. В спек­так­ле — тоже. Но голых му­жи­ков и по­це­лу­ев нет. И это вер­ный ап­те­кар­ский рас­чет — не раз­дра­жать от­та­яв­шие серд­ца. А то бри­твоч­ка еще неда­ле­ко лежит…

Есть еще один де­ли­кат­ный мо­мент. В при­лич­ном об­ще­стве это, на­вер­ное, не об­суж­да­ют. Но вот я вы­хо­жу из те­ат­ра и са­жусь в трол­лей­бус — здесь можно? Со мной едут зри­те­ли «От­тен­ков», раз­но­по­лые пары. Долго и неглу­по об­суж­да­ют спек­такль, а в конце вдруг за­да­ют­ся во­про­сом, «зачем Рай­ки­ну это надо».

Дей­стви­тель­но ин­те­рес­ны люди, ко­то­рым надо. Не за себя, а за дру­гих. А еще ин­те­рес­ны те, кому не надо даже для себя. По­че­му Рай­кин ста­вит эту пьесу, а не кто-ни­будь дру­гой? По­че­му, черт по­де­ри, не я ее на­пи­сал? По­че­му те, де­я­те­ли куль­ту­ры, ко­то­рые долж­ны не по­кла­дая рук за­ни­мать­ся про­па­ган­дой го­мо­сек­су­а­лиз­ма, за­ни­ма­ют­ся про­па­ган­дой всего про­че­го, вплоть до ста­ли­низ­ма? Да по­то­му что, как го­во­рят про­све­щен­ные па­ца­ны, есть геи, а есть ******** {нехо­ро­шие люди}.

И у них один от­те­нок — серый.


Оригинал статьи: https://www.teatrall.ru/post/2093-pro-eto-u-etih/





Издательство: Театр ALL Автор: Валерий Печейкин 04.11.2015

Спектакли