Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

Сто одёжек без застёжек

Сто одёжек без застёжек - фотография

Молодые артисты "Сатирикона" втроем исполняют всех персонажей "Лекаря поневоле" Мольера

Ровно 350 лет назад – в 1666 году – Мольер написал пьесу "Лекарь поневоле" и впервые представил её парижской публике. В этот юбилейный для произведения год Константин Райкин, художественный руководитель театра "Сатирикон", поставил "Лекаря" и пригласил в спектакль своих студентов-третьекурсников.
"Лекарь поневоле" – фарс, который Мольер собрал из отрывков своих эскизов после того, как публика не оценила глубину его "Мизантропа". И на этот раз его ждал успех: зрители радостно приняли лёгкую, полную абсурда постановку.

Всё в этой истории – обман, и каждый – обманщик. Мартина, жена дровосека Сганареля, ругает своего мужа за то, что он всё пропил. Тот в ответ колотит свою жену. Мартина желает отомстить взбалмошному супругу, и тут на счастье появляется человек, который ищет кого-нибудь, кто излечит Люсинду, дочь его господина Жеронта, от немоты. Женщине приходит идея: сказать, что Сганарель – гениальный лекарь, который может излечить любую болезнь, но только он "с придурью" – его надо поколотить, чтобы тот признал себя целителем. Однако затея о том, чтобы кто-то отвесил её незадачливому мужу тумаков, приобретает неожиданный оборот: Сганарель узнаёт, что ему за излечение больной хорошенько заплатят, поэтому берётся за работу, сыпля несуразицами, но имеет успех и попутно помогает "больной" воссоединится с любимым.

Всего в "Лекаре поневоле" одиннадцать персонажей. На сцене "Сатирикона" все эти роли ухитряются исполнить три актёра – дань Аркадию Райкину, который был мастером мгновенного перевоплощения. Елена Голякова играет всех женских персонажей, а Ярослав Медведев – всех мужчин, кроме Сганареля. Они ловко ухитряются переодеваться за считанные секунды. Вот Люсинда только что скрылась за левой кулисой, а через считанные секунды из другой кулисы выплывает Жаклинда, кормилица семьи Жеронта. В итоге артисты показывают, как им удается это так быстро делать, но от этого фокус всё равно не кажется раскрытым, а слаженность актёров не перестает поражать. Они ловко меняют не только одежды, но и переключаются с одного персонажа на другого, меня голос, манеры. Даже когда кто-то из актёров находится за кулисой, он может говорить голосами разных персонажей, и ты их легко угадываешь.

Только Константин Новичков, играющий Сганареля, исполняет одну роль. Но его перевоплощения происходят внутри образа: он то простак, который рубит хворост в лесу, то строит из себя гениального лекаря. Его персонаж говорит, что готов быть кем угодно, если это ему поможет остаться целым и заработать.

Молодые артисты на сцене выглядят уверенно, словно уже много лет играют в "Сатириконе". В других составах роли исполняют Илья Рогов, Розалия Каюмова, Ульяна Лисицына и Даниил Пугаёв.

"Лекарь поневоле" – произведение вроде бы несерьёзное, лёгкое, вызывающее смех, но и оно имеет не одну "одёжку": история о том, как один пытается перехитрить другого – будь то месть, деньги или любовь – актуальна и спустя 350 лет со дня рождения пьесы. Постановка Константина Райкина идёт всего семьдесят минут – достаточно, чтобы зритель успел и рассмеяться, и отдохнуть от своих ежедневных забот, и немного задумался об абсурдности вранья.

Что: спектакль "Лекарь поневоле"
Где: театр "Сатирикон"
Режиссёр: Константин Райкин
Продолжительность: 70 минут (без антракта)
Премьера: 22 июня 2016 года

Оригинал статьи




Издательство: Ревизор Автор: Евгения Пикулёва 22.06.2016

Спектакли