Райкин

Константин Аркадьевич Райкин

художественный руководитель
      Российского государственного театра «Сатирикон» имени Аркадия Райкина,
    режиссер, народный артист России,      лауреат Государственных премий РФ,
четырежды лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска»,
               лауреат театральных премий               Фонда им. К. Станиславского, «Хрустальная Турандот», «Чайка», «Кумир»,
профессор Школы-студии МХАТ

Константин Райкин родился 8 июля 1950 года в Ленинграде в семье великого артиста Аркадия Райкина. Окончил Высшее театральное училище имени Б.В. Щукина при театре Евг. Вахтангова, курс Ю.В. Катина-Ярцева. Театральной деятельностью занимается более 40 лет.

«Я совершенно убежден, что Бог за нами наблюдает – и либо дает нам добиться успеха, либо нет. Судьба тебе предназначена, но Он может что-то изменить, внести коррективы – и ты тоже можешь что-то исправить, искупить. Он ставит тебя в те или иные ситуации и наблюдает, как ты из них выйдешь, с честью или нет…
То, как ты живешь, невероятно тесно связано с тем, каких ты добиваешься результатов на сцене. Профессия – это очень большая часть меня. И результаты моей профессии – это мои человеческие результаты».                                     
Константин Райкин
 

Театры, спектакли, роли

Театр «Современник»,  1971-1981 гг.

Сыграно 38 ролей, 15 из них – главные 

Спектакли:

            - «Валентин и Валентина» М. Рощина (режиссер В. Фокин)
            - «И пойду… и пойду…» по Ф. Достоевскому (режиссер В. Фокин)
            - «Монумент» Э. Ветемаа (режиссер В. Фокин)
            - «Балалайкин и К» по М. Салтыкову-Щедрину (режиссер Г. Товстоногов)
            - «Двенадцатая ночь» У. Шекспира (режиссер П. Джеймс) и др.

Ленинградский театр миниатюр под руководством Аркадия Райкина,  1981-1982 гг. 

 Государственный театр миниатюр, г. Москва,  1982-1987 гг.

Спектакли:

            - «Его Величество Театр» (вместе с Аркадием Райкиным)
            - «Мир дому твоему» (вместе с Аркадием Райкиным)
            - «Лица» М. Мишина
            - «Что наша жизнь?» А. Арканова
            - «Давай, артист!..» (авторская программа) 

1985 год – Константину Райкину присуждено звание заслуженного артиста РФ 


Государственный театр «Сатирикон», 1987 -1991 гг.

Российский государственный театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина, 1991 г. – по сей день 

С 1988 года – Константин Райкин является художественным руководителем театра

 

Роли в спектаклях:

            - «Служанки»  Ж. Жене
(режиссер Р. Виктюк, 1988)
                        Роль Соланж

Приз «За виртуозность актерской игры» на фестивале БИТЕФ, 1990 

«Благодаря «Служанкам» мы с трудом, но все-таки избежали кораблекрушения. Три месяца мы репетировали как сумасшедшие. Спектакль имел для нас огромный смысл – он сразу сломал шею стереотипу.                                                            
Мы делали спектакль, подобного которому не было никогда. Там не было ничего смешного, ничего сатирического, ничего эстрадного – ничего, что от нас ждали! И в драматическом-то театре не было ничего похожего…» 
Константин  Райкин  

            - «Там же, тогда же…»  Б. Слейд
(режиссер Л. Трушкин, Театр Антона Чехова, 1990)
                        Роль Джорджа

«Полные залы на спектакле «Там же, тогда же» собирала не удачно выбранная бродвейская пьеска, как писали критики, а нечто иное, что режиссер сумел открыть в той истории и что выражала неизвестно чья фраза, вынесенная в программку спектакля: «Счастье – это не станция назначения, а способ путешествия…» Жизнь, которую мы проживали на сцене  с Таней /актриса Татьяна Васильева/ – обман, оплаченный страданием, краденое счастье двух взрослых, беззащитных перед любовью людей, – по-настоящему трогала зрителей. Они плакали и смеялись – тоже до слез».
Константин Райкин
 
            - «Сирано де Бержерак»  Э. Ростан
(режиссер Л. Трушкин, совместно с Театром Антона Чехова, 1992)
                        Роль Сирано
 
«Пьесу Ростана я любил и эту роль хотел сыграть. Сирано – одна из лучших ролей на свете, и я увлеченно ее играл в этой весьма своеобразной постановке Трушкина».
 
«В пьесе Сирано неменяющийся персонаж, его характер – данность. В спектакле, поставленном Трушкиным, он проходит путь. Этот высокомерный человек, безумно самолюбивый, неоцененный – уродливый внешне и такой богатый внутренне, – постепенно приходит к Богу. От желания во что бы то ни стало утвердить себя – к желанию жить по совести. Пятнадцать лет он запрещает себе говорить с Роксаной о любви и делает это только перед смертью. За эти годы он обретает гармонию, обретает свободу. И его внешнее уродство исчезает».
Константин Райкин
 
1992 год – Константину Райкину присуждено звание народного артиста РФ

 

            - «Великолепный рогоносец»  Ф. Кроммелинк
(режиссер П. Фоменко, 1994)
                        Роль Брюно

Государственная премия РФ в области литературы и искусства 1995 года
Премия Ассоциации деятелей культуры «Музы Свободы» «Хрустальная Турандот»
 
«Уже много лет спустя я как-то посмотрел в Мастерской Фоменко спектакль «Семейное счастье». Он меня потряс. После спектакля я зашел к нему сказать какие-то слова… На что он потупился, довольный, и загадочно улыбнулся: «Ну, ты не видел «Рогоносца»! Так он сделал и себе, и мне комплимент».             
Константин Райкин
 
            - «Превращение»  Ф. Кафка
(режиссер В. Фокин, совместно с Центром им. Вс. Мейерхольда, 1995)
                        Роль Грегора Замзы

Национальная театральная премия СТД РФ «Золотая Маска»

«Мне в тот момент Кафка представлялся странным, далеким и… даже противноватым писателем. Я понимал, что он очень талантлив, но читал его тексты всегда с трудом – ну не моя это эстетика! То есть так казалось, пока Валера не заставил меня въехать в эту новеллу и пока я не обнаружил там один очень человеческий мотив: «...тебя не надо, а ты есть…»
Константин Райкин

            - «Трехгрошовая опера»  Б. Брехт
(режиссер В. Машков, 1996)
                        Роль Мэкки-Ножа

«Мы сделали спектакль, который шел ярко и шумно. В буквальном смысле слова – там было много выстрелов. «Прошумел» он и в театральной Москве, имел большой резонанс, вокруг было много споров, кто-то принимал, кто-то не принимал, но зрители его очень любили».      
Константин Райкин

            - «Жак и его господин»  М. Кундера
(режиссер Е. Невежина, 1998)
               Роль Жака

Премия Фонда им. К.С. Станиславского
Премия российских деловых кругов «Кумир»  
                                      
«В «Жаке» высокая степень условности соединяется с театральной поэзией, она чуть грубовата, эта вещь, но в ней есть и изящество.
Мне совершенно не интересен в театре быт, сколь угодно достоверный уровень бытовой психологии. Мне нужна радость, поэзия, высокая концентрация чувств, полет души…»                                         
Константин Райкин 

            - «Гамлет»  У. Шекспир
(режиссер Р. Стуруа, 1998)
                        Роль Гамлета

Спектакль – участник театрального проекта «Гамлет – 2000», Пловдив, Болгария 

«Я раньше боялся этой пьесы: свинцовая трагедия, тоталитарный режим, замок-тюрьма, кругом подслушивающие, подглядывающие, доносящие – все очень похоже на нашу недавнюю жизнь. И тьма в финале.
Но Стуруа поставил трагифарс. Из жуткой ситуации полного несоответствия личности той задаче, которая перед ней поставлена, он извлекает не только страшное, но и нелепое, смешное, острокомичное. В этом ракурсе пьеса настолько жгуче-современна, что иногда кажется: кто-то пошутил, и она написана не в XVII, а в XX веке».                           
Константин Райкин

            - «Контрабас»  П. Зюскинд
(режиссер Е. Невежина, 2000)
               Моноспектакль

Национальная театральная премия СТД РФ «Золотая Маска»                                                  

«Играть «Контрабас» на большую аудиторию – колоссальный риск, мой огромный страх, но одновременно интерес и актерский азарт. Я влюблен в эту пьесу, и моя увлеченность заставляет меня преодолевать этот страх».
 
«В итоге я оказался единственным артистом, который играет Зюскинда на большой сцене. Ни один актер в мире этого не делает. Ни один! Когда в Польше проходил всемирный фестиваль «Контрабасов», я не попал туда только потому, что организаторы не смогли обеспечить мне большую сцену. Меня, когда я назвал  фестивалю нужные мне размеры  сцены, по-моему, сочли сумасшедшим».                          
Константин Райкин

 

            - «Синьор Тодеро хозяин»  К. Гольдони

(режиссер Р. Стуруа, 2002)

                         Роль Тодеро

Премия Фонда им. К.С. Станиславского "Московская премьера" 

«Этот спектакль – песня Стуруа на слова Гольдони. Слова-то он, конечно, не изменил, но песню создал, тем не менее, свою. Это было такое смещение жанра!
Подобное под силу только режиссеру гигантского мастерства и таланта.
Кроме того, в этой пьесе есть замечательные роли. Мне очень интересно сыграть острохарактерную роль бесконечно отрицательного человека, просто уникума…»
Константин Райкин

       - « Ричард III»  У. Шекспир
(режиссер Ю. Бутусов, 2004)
                        Роль Ричарда III

Национальная театральная премия СТД РФ «Золотая Маска» 

«Ричард – роль, которой я занимался в ГИТИСе, у меня есть даже написанная по ней работа. Ричард – лицедей и необыкновенно цельная натура. И вся история с его угрызениями совести кажется мне придуманной. Он погибает в конце, потому что мир восстает на него».       
Константин Райкин  

            - «Косметика врага»  А. Нотомб
(режиссер Р. Козак, 2005)
                        Роль Текстора Текселя
 
«…прекрасный драматургический материал, глубокий, острый, динамичный, плотный, мускулистый, с большим количеством поворотов, напряжений, борьбы. Материал без лишних слов, без провисаний. Очень точно очерчены характеры двух героев. Очень хорошая, добротная режиссура Романа Козака. И, что крайне важно, к работе серьезно приложила руку Алла Борисовна Покровская. Каждая секунда сценического существования актеров подробнейше, мельчайше разработана, поэтому играть этот спектакль творчески радостно».                                                   
Константин Райкин

            - «Король Лир»  У. Шекспир
(режиссер Ю. Бутусов, 2006)
                        Роль Лира

Национальная театральная премия «Золотая Маска»

 

    - «Не все коту масленица»  А. Островский
(режиссеры А. Покровская, С. Шенталинский, 2008)
                        Роль Ермила Зотыча Ахова
 
 Сценическое переложение повести "Записки из подполья
(режиссер В.Фокин, 2010)
                         Роль Подпольного
 
Драмматические сцены (режисер В. Рыжаков, 2011)
           при участии Константина Райкина
 
Моноспектакль-концерт 2012

 

Режиссерские работы

            «Для меня вообще, вот если говорить по-простому, режиссура – это наука о том, как сделать так, чтобы зрителю было интересно».
 Константин Райкин 

- «Геркулес и Авгиевы конюшни» Ф. Дюрренматт, 1988 (совместно со Школьником)

- «Маугли» Р. Киплинг, 1990

«Эта постановка - своеобразный актерский тренинг. "Маугли" - школа реактивности, пластики, энергетики. И каждый молодой артист, попав в «стаю», учится быть поджарым и легконогим. Эту школу проходят все без исключения. Спектакль дает возможность реализовать принципы, которые исповедует наш театр. А это – зрелищность, энергетика, поэтическое начало».
Константин Райкин
 

- «Такие свободные бабочки» Л. Герш, 1993

«…по мере хода спектакля, по мере того, как быт перестает быть нужным, он просто растворяется, исчезает… Мне хотелось, чтобы в конце люди сидели на голом земном шаре и выясняли между собой отношения, потому что тема пьесы глобальна…»
Константин Райкин

- «Ромео и Джульетта» У. Шекспир, 1995

«…репетируя этот спектакль, я объяснял актерам: поэзия должна быть резкой; мне нравилось «убивать» поэтические интонации. Такого масштаба любовь не для того дается, чтобы строить семью и детей рожать. Она опасна в буквальном смысле, она сжигает ее носителей и опаляет рядом стоящих – в этом ее предназначение. Это плотское прикосновение к истине, а может, и прямое общение с Богом.
Длина или цельность нашей жизни определяется количеством таких вот мгновений, а вовсе не количеством лет. Так что Ромео и Джульетта прожили вполне полноценную жизнь. Но… представить себе, что они построят семью и начнут жарить котлеты, невозможно».
Константин Райкин

- «Кьоджинские перепалки»  К. Гольдони, 1997

«Гольдони один из самых замечательных драматургов всех времен и народов. Его пьесы очень театральны и очень демократичны. В то же время, они остросюжетны, в них масса юмора и прекрасных ролей. Драматургия Гольдони дает ощущение праздника и возможность сделать этот праздник на сцене…»                                   
«Я хотел, чтобы было смешно, чтобы было обаятельно, трогательно, хотя в обстоятельствах пьесы ничего особенного нет. Но если это правильно сыграть, все должны заплакать».   
Константин Райкин

- «Квартет»  Ж.- Б. Мольер, 1999

«…я ставил своего любимого автора – Мольера. Ему ведомо о театре все: как сделать так, чтобы здесь публика затихла, а тут обманулась; как сломать ритм сцены, как придумать, чтобы вдруг стало страшно, а потом очень смешно…»
Константин Райкин

- «Шантеклер» Э. Ростан, 2001

«Шантеклер» - пьеса очень глубокая. Ее тема современна во все времена и читается сразу: поэт и толпа, духовность и пошлость, вера и то, что ее разрушает, высота духа и утилитарность, утлость, мещанство. Эта пьеса о необходимости энергии заблуждения, об окрыленности, о «возвышающем обмане», без которых нельзя жить, иначе жизнь бескрыла.
И теперь можно сказать, что настало время для этой пьесы. За столетие театр прошел такой путь, и не столько даже технически, сколь эстетически, что сейчас такого рода драматургию, мне кажется, можно правильно и интересно поставить».
Константин Райкин

- «Страна любви»  А. Островский, 2004

«Мне кажется, что наша урбанистическая жизнь в мегаполисе, отягощенность цивилизацией заставляет скучать по природе, по простоте и чистоте чувств, по естественности. Мы решили играть спектакль практически на пустой сцене. Голая раздетая сцена с ее фонарями, колосниками, штанкетами, металлом, проводами и веревками, ее агрессивный конструктивизм – полярная среда по отношению к той нетронутой природе, которая наполняет пьесу. Мы хотим сыграть спектакль на такой сцене, чтобы с помощью нашей фантазии попытаться превратить ее в поля, леса, луга, реки, в небо и солнце, во все то, о чем мы мечтаем в железобетонных тисках города…»
Константин Райкин

- «Смешные деньги» Р. Куни, 2005

«Смешные деньги» меня неожиданно зацепили: здесь есть лирический, человеческий мотив, отсутствующий в других известных мне произведениях Куни. Большинство героев в ней появляются именно в тот момент, когда ни в коем случае не должны появляться, и видят то, что ни в коем случае не должны видеть. Всем приходится врать, выкручиваться, то и дело что-нибудь придумывать…
Эта пьеса – настоящий подарок для актеров».                                       
Константин Райкин

- «Королева красоты» М. Макдонах, 2007

«Королева красоты» – очень жесткая и правдивая пьеса, история о пагубности насилия над другим человеком. Когда мы что-то пытаемся делать насильно, то в ответ возникает ответное насилие, и тогда эта история становится трагической. Самый страшный порок в человеке – насилие над людьми, насилие над их волей, попытка любыми способами подчинить их себе».
Константин Райкин

- «Сиротливый Запад» М. Макдонах, 2007

«В этой пьесе нет однозначного черного конца. Это страшная история, по которой мы видим, что человеческие усилия в этом направлении не проходят совсем зря. Автор не морочит себе голову, что это легко, он пишет, что это невероятно трудно, что это как бы безнадежно. Но все-таки это не так. Если внимательно вчитаться, там есть миллимитровые сдвиги, и их нельзя не заметить».                                 
Константин Райкин

- «Синее чудовище» К. Гоцци, 2008

«Итак, острый сюжет, много страстей, любви, превращений, возможностей для юмора и для актерской фантазии. Дать актерам возможность поиграть, насочинять себе «штуки-дрюки» - это уже наши внутренние задачи, но порой они оборачиваются бесценным подарком для публики. И, конечно же, не стоит пытаться делать это в традиции комедии дель арте, которая для нас так же загадочна, как и театр кабуки. Нужно найти русский ход, понятный нашему зрителю.
И мы придумали решить пьесу в цирковой эстетике. Мои актеры просто творят  чудеса – так считают цирковые, которые их тренируют».                     
Константин Райкин

- «Доходное место» А. Островский, 2003, 2009

«С точки зрения стиля, это мой самый любимый спектакль. Он черно-белый. Это был мой отдых.  Я всегда ставлю то, что волнует, что нравится. А Островский мне нравится больше, чем все современные авторы вместе взятые. Островский – это очень хороший вкус. Очень мускулистая, событийная, наглядная, сочная драматургия».
Константин Райкин

- "Тополя и ветер" Ж.Сиблейрас, 2009 

" Деньги" А.Н.Островский, 2010

Мне лично Островский кажется самым значительным из русских драматургов, и на меня он оказывает наиболее сильное впечатление. Его пьесы наполнены страстями, коллизиями, в них замечательно выстроенные сюжеты, интереснейшие острейшие столкновения характеров, взглядов, позиций;  это очень мускулистая, емкая, энергичная, высоко духовная драматургия, очень событийная, действенная, а потому и зрелищная, дающая огромные возможности для театра. 

-"Ромео и Джульетта" У.Шекспир, 2012

-"Лондон Шоу" Б.Шоу, 2013

 "После Шекспира второй в Англии, думаю – Бернард Шоу.  «Пигмалион» - одна из самых лучших пьес всех времен и народов, с великими ролями. И у нас есть артисты, которые могут играть  в этой замечательной пьесе.
Через эту пьесу должен пройти каждый театр в период своего взросления. Теперь до "Пигмалиона" дорос и "Сатирикон".
Это история про наказание за гордыню, про наказание за высокомерие, история про ответственность вообще творческого человека перед людьми. Мы зависим от тех, кого мы приручили едва ли не больше, чем они от нас."

                                                                                                                                     Константин Райкин

-«Кухня» А.Уэскер, 2014

«Человеку, оказывается, помимо денег, работы, еды нужно что-то еще очень существенное, какой-то воздух, духовность. Эта пьеса про 0,6 % в нашем государственном бюджете, который уделяется культуре. Потому что культура – это душа нации. И как наше высокое начальство уделяет 0, 6 %, так и нарвется на что-нибудь очень страшное, я думаю. Нельзя заблуждаться и думать, что если ты платишь, кормишь и даёшь работу, это всё, это и есть жизнь. Нет, нужно еще что-то существенное.

«Кухня» Уэскера меня очень зацепила… Я  решил, что мы обязательно должны это сделать. Хотя это действительно очень трудно. Коллектив должен работать, как симфонический оркестр: безукоризненно, одновременно. Здесь тридцать человек на сцене

                                                              Константин Райкин.

 

 

Работа в кино 

   - «Командир счастливой «Щуки» (реж. Б. Волчек, 1972)

   - «Много шума из ничего» (реж. С. Самсонов, 1971)

   - «Свой среди чужих, чужой среди своих» (реж. Н. Михалков, 1972)

   - «Труффальдино из Бергамо» (ТВ, реж. В. Воробьев, 1976)

   - «Остров погибших кораблей» (ТВ, реж. Е. Гинзбург, 1988)

   - «Тень, или Может быть все обойдется» (ТВ, реж. М. Козаков, 1990)

   - «Неудача Пуаро» (ТВ, реж. С. Урсуляк, 2001) 

 

С 2001 года К. Райкин руководит курсом в Школе-студии МХАТ. В 2005 году состоялся первый выпуск студентов актерского факультета (курс К. Райкина). Райкин подготовил новое поколение артистов театра «Сатирикон». Визитной карточкой молодых артистов стал дипломный спектакль «Страна любви» по пьесе А.Н. Островского «Снегурочка».
В 2009 году состоялся второй выпуск студентов профессора К.А. Райкина. Несколько артистов этого выпуска также пополнили труппу театра. В спектакле "Не все коту масленица" ученики Райкина играли вместе со своим учителем.
В октябре 2012 года "Сатирикон" открыл сезон премьерой спектакля "Ромео и Джульетта", где студенты третьего выпуска мастерской К.А.Райкина играют шекспировскую трагедию вместе с артистами театра. Летом 2013 года они получили дипломы. На этом Райкин закончил преподавательскую деятельность в Школе-студии МХАТ, открыв свою школу. 1 сентября 2013 года начинает работу "Высшая школа сценических искусств" Константина Райкина. 

Константин  Райкин:  «В каждом человеке – самом плохом, толстокожем, со спящей душой – может родиться человеческое. Это может произойти в течение короткого времени – одного-двух часов спектакля. Если очень хорошо играть на сцене, этот акт совершается.
Но в баню, например, мы ходим каждую неделю, а в театр – редко. И одного спектакля не может хватить на целую жизнь. Жизнь, она ведь к другому человека толкает. Сейчас вот доказывает ему, что самое главное – деньги. А тут, напротив, тебе говорят, что выше и важнее души ничего на свете быть не может. Только два-три часа тебя в этом убеждают, но если человек не совсем уж бегемот, у него лицо такое незащищенное делается, он ребенком становится – я со сцены вижу это…
Даже если жлоб приходит в театр или бандюга. Ведь Гамлет же говорит: «…я слышал, что преступники в театре бывают под воздействием игры так глубоко потрясены…» Всего на два часа, если спектакль идет мощно, душа самого закоренелого негодяя перекраивается, мягчает, тоньшает, нежнеет. Потом он выходит и становится самим собой, каким был до того. Но я уверен: для Бога эта работа души, что произошла с человеком, не остается незамеченной. И это та маленькая ниточка, которая если и не поможет вытянуть из ада, но, может быть, позволит не так сильно в аду его припекать…»