Российский государственный театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина
Касса: +7 (495) 689-78-44
Администраторы: +7 (495) 600-38-25
Заказ билетов: +7 (495) 602-65-77
Купить
билет

История театра «Сатирикон»

Российский государственный театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина имеет большую и примечательную историю, связанную с именем своего основателя – Аркадия Райкина и продолженную его преемником Константином Райкиным.

История театра началась в 1939 году. С тех пор в большом отрезке времени оказались заключены творческие судьбы двух разных коллективов: Театра миниатюр и сменившего его театра «Сатирикон». На первый взгляд в разных названиях театра отражается произошедшая в нем перемена, но здесь заложена глубокая преемственность.

Ленинградский театр миниатюр, получивший всесоюзную известность как театр Аркадия Райкина, имел свой оригинальный, остросовременный репертуар, постоянный актерский состав и бесспорного лидера. Уникальная личность Аркадия Исааковича Райкина и яркость небольшой «передвижной» труппы Театра миниатюр определили их неповторимое место в мировой театральной культуре.

«Сатириконом» коллектив стал называться с 1987 года – рубежного в жизни театра. Этому предшествовал переход в 1981 году Константина Аркадьевича Райкина, успешного артиста московского «Современника», в Театр миниатюр под руководством отца. Вскоре Театр миниатюр переехал из Ленинграда в Москву, в его труппу влилась большая группа молодежи. Рядом с Аркадием Райкиным «взрастал» еще один лидер – Константин Райкин.

В качестве постоянной площадки в Москве театр получил здание кинотеатра. Его перестройка и реконструкция заняла несколько лет, и лишь в 1987 году на новой московской театральной сцене был сыгран первый спектакль «Сатирикона». А вскоре, в декабре 1987-го, ушел из жизни Аркадий Исаакович… Художественное руководство театром принял его сын.

Тем не менее, выстраивая свой, новый театр, подбирая для него драматургический материал, разрабатывая техники работы с артистами, Константин Райкин не отказывался от своего театрального «наследства». Способность к импровизации, эстетика гротеска, готовность к трюкам, техника трансформации и, самое главное, страсть к непрерывной театральной работе, истовому совершенствованию театрального мастерства – таковы черты облика современного «Сатирикона».

О художественных принципах нашего театра можно сказать следующее. С одной стороны, это основанная на высокой драматургии, прежде всего на классике, мощная энергетическая атака на зрительный зал. Независимо от жанра очень напористое, мускулистое, атакующее, но не агрессивно, действо на сцене. С другой – большая любовь к зрителю. Не может быть равнодушия к зрителю или неприятия по отношению к нему. Все, что происходит на сцене, изначально делается для зрительного зала и с любовью к нему. Это для нас принципиальная позиция, и ее «Сатирикон» наследует от театра Аркадия Райкина. Мы работаем для того, чтобы нас поняли, чтобы возвысить, очистить и просветлить наших зрителей. Поэтому мы театр большой положительной энергии, при этом театр поэтический, всегда стремящийся оторваться от быта, освободиться от него. По методологии мы стоим на позициях Станиславского и не отказываемся от психологического театра, понимая, что театр невозможен без разработанной психологической гаммы человеческих отношений и переживаний, без «жизни человеческого духа» на сцене. Отсюда и существующий у нас принцип приглашать разных режиссеров, обязательно близких нам по духу, по своему ощущению и театра, и жизни.

Константин Райкин

Важные даты «Сатирикона»

22 ноября 1939
1943
1941–1945
9 мая 1945
1946
1 февраля 1948
1957-1958
1964
1981
1982
1983
1984
4 июня 1987
17 декабря 1987
1988
1990–1992
1991
1992
1994
1995
1996
1998
1999
2000
2001
2002
2003
2004
26 февраля 2004
2005
Октябрь 2006
2007
2008
2009
2010
24 сентября 2010
2011
2012
2013
2014
2015
31 июля 2015
21 октября 2015
22 июня 2016

Кнопка для перехода на стр. голосования.gif

Театральная Афиша - репертуар театров, заказ билетов