Российский государственный театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина
Касса: +7 (495) 689-78-44
Администраторы: +7 (495) 600-38-25
Заказ билетов: +7 (495) 602-65-77
Купить
билет

Константин Аркадьевич Райкин

Художественный руководитель Российского государственного театра «Сатирикон» имени Аркадия Райкина, народный артист России, лауреат Государственных премий РФ, четырежды лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска», лауреат премий Международного фонда имени Станиславского, премии имени Товстоногова «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства», премий «Кумир», «Триумф», театральных премий «Хрустальная Турандот», «Чайка»; художественный руководитель, профессор «Высшей школы сценических искусств».

Константин Райкин родился 8 июля 1950 года в Ленинграде в семье великого артиста Аркадия Райкина. Окончил Высшее театральное училище имени Щукина при Театре имени Вахтангова, курс Юрия Катина-Ярцева. Театральной деятельностью занимается более сорока лет.

Я совершенно убежден, что Бог за нами наблюдает – и либо дает нам добиться успеха, либо нет. Судьба тебе предназначена, но Он может что-то изменить, внести коррективы – и ты тоже можешь что-то исправить, искупить. Он ставит тебя в те или иные ситуации и наблюдает, как ты из них выйдешь, с честью или нет…

То, как ты живешь, невероятно тесно связано с тем, каких ты добиваешься результатов на сцене. Профессия – это очень большая часть меня. И результаты моей профессии – это мои человеческие результаты.

Константин Райкин


Райкин-актёр

1971–1981 гг. – театр «Современник», г. Москва.

За годы работы в «Современнике» Константином Райкиным сыграно 38 ролей, 15 из них – главные.

Спектакли:

  • «Валентин и Валентина» М. Рощина, режиссёр В. Фокин
  • «Балалайкин и К» по М. Салтыкову-Щедрину, режиссёр Г. Товстоногов
  • «Двенадцатая ночь» У. Шекспира, режиссёр П. Джеймс
  • «И пойду… и пойду…» по Ф. Достоевскому, режиссёр В. Фокин
  • «Монумент» Э. Ветемаа, режиссёр В. Фокин
  • и др.

1981–1982 гг. – Ленинградский театр миниатюр под руководством Аркадия Райкина


1982–1987 гг. – Государственный театр миниатюр, г. Москва

Спектакли:

  • «Его Величество Театр» (вместе с Аркадием Райкиным)
  • «Мир дому твоему» (вместе с Аркадием Райкиным)
  • «Лица» М. Мишина
  • «Что наша жизнь?» А. Арканова
  • «Давай, артист!..» (авторская программа)

1985 г. – Константину Райкину присуждено звание заслуженного артиста РФ


1987–1991 гг. – Государственный театр «Сатирикон»

1991 г. – по настоящее время – Российский государственный театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина

С 1988 года Константин Райкин является художественным руководителем театра

Роли в спектаклях:

  • «Служанки» Ж. Жене, режиссер Р. Виктюк, 1988 (Соланж) Приз «За виртуозность актерской игры» на фестивале БИТЕФ, 1990

    Благодаря «Служанкам» мы с трудом, но все-таки избежали кораблекрушения. Три месяца мы репетировали как сумасшедшие. Спектакль имел для нас огромный смысл – он сразу сломал шею стереотипу. Мы делали спектакль, подобного которому не было никогда. Там не было ничего смешного, ничего сатирического, ничего эстрадного – ничего из того, что от нас ждали! И в драматическом-то театре не было ничего похожего…

    Константин Райкин

  • «Там же, тогда же…» Б. Слейда, режиссер Л. Трушкин (совместно с Театром Антона Чехова), 1990 (Джордж)

    Полные залы на спектакле «Там же, тогда же…» собирала не удачно выбранная бродвейская пьеска, как писали критики, а нечто иное, что режиссёр сумел открыть в той истории и что выражала неизвестно чья фраза, вынесенная в программку спектакля: «Счастье – это не станция назначения, а способ путешествия…» Жизнь, которую мы проживали на сцене с Таней (актриса Татьяна Васильева) – обман, оплаченный страданием, краденое счастье двух взрослых, беззащитных перед любовью людей, – по-настоящему трогала зрителей. Они плакали и смеялись – тоже до слёз.

    Константин Райкин

  • «Сирано де Бержерак» Э. Ростана, режиссёр Л. Трушкин (совместно с Театром Антона Чехова), 1992 (Сирано)

    Пьесу Ростана я любил и эту роль хотел сыграть. Сирано – одна из лучших ролей на свете, и я увлечённо ее играл в этой весьма своеобразной постановке Трушкина.

    В пьесе Сирано неменяющийся персонаж, его характер – данность. В спектакле, поставленном Трушкиным, он проходит путь. Этот высокомерный человек, безумно самолюбивый, неоцененный – уродливый внешне и такой богатый внутренне, – постепенно приходит к Богу. От желания во что бы то ни стало утвердить себя – к желанию жить по совести. Пятнадцать лет он запрещает себе говорить с Роксаной о любви и делает это только перед смертью. За эти годы он обретает гармонию, обретает свободу. И его внешнее уродство исчезает.

    Константин Райкин

    1992 год – Константину Райкину присуждено звание народного артиста РФ

  • «Великолепный рогоносец» Ф. Кроммелинка, режиссер П. Фоменко, 1994 (Брюно)

    Государственная премия РФ в области литературы и искусства 1995 года

    Премия «Хрустальная Турандот» Ассоциации деятелей культуры «Музы свободы»

    Уже много лет спустя я как-то посмотрел в «Мастерской П. Фоменко» спектакль «Семейное счастье». Он меня потряс. После спектакля я зашел к нему сказать какие-то слова… На что он потупился, довольный, и загадочно улыбнулся: «Ну, ты не видел «Рогоносца»! Так он сделал и себе, и мне комплимент.

    Константин Райкин

  • «Превращение» Ф. Кафки, режиссер В. Фокин (совместно с Центром им. Вс. Мейерхольда), 1995 (Грегор Замза)

    Национальная театральная премия СТД РФ «Золотая маска»

    Мне в тот момент Кафка представлялся странным, далеким и… даже противноватым писателем. Я понимал, что он очень талантлив, но читал его тексты всегда с трудом – ну не моя это эстетика! То есть так казалось, пока Валера не заставил меня въехать в эту новеллу и пока я не обнаружил там один очень человеческий мотив: тебя не надо, а ты есть.

    Константин Райкин

  • «Трехгрошовая опера» Б. Брехта, режиссер В. Машков, 1996 (Мэкки-Нож)

    Мы сделали спектакль, который шел ярко и шумно. В буквальном смысле слова – там было много выстрелов. «Прошумел» он и в театральной Москве, имел большой резонанс, вокруг было много споров, кто-то принимал, кто-то не принимал, но зрители его очень любили.

    Константин Райкин

  • «Жак и его господин» М. Кундеры, режиссер Е. Невежина, 1998 (Жак)

    Премия имени Станиславского

    Премия российских деловых кругов «Кумир»

    В «Жаке» высокая степень условности соединяется с театральной поэзией, она чуть грубовата, эта вещь, но в ней есть и изящество.

    Мне совершенно не интересен в театре быт, сколь угодно достоверный уровень бытовой психологии. Мне нужна радость, поэзия, высокая концентрация чувств, полет души…

    Константин Райкин

  • «Гамлет» У. Шекспира, режиссер Р. Стуруа, 1998 (Гамлет)

    Спектакль – участник театрального проекта «Гамлет-2000», Пловдив, Болгария

    Я раньше боялся этой пьесы: свинцовая трагедия, тоталитарный режим, замок-тюрьма, кругом подслушивающие, подглядывающие, доносящие – все очень похоже на нашу недавнюю жизнь. И тьма в финале.

    Но Стуруа поставил трагифарс. Из жуткой ситуации полного несоответствия личности той задаче, которая перед ней поставлена, он извлекает не только страшное, но и нелепое, смешное, острокомичное. В этом ракурсе пьеса настолько жгуче-современна, что иногда кажется: кто-то пошутил и она написана не в XVII, а в XX веке.

    Константин Райкин

  • «Контрабас» П. Зюскинда, моноспектакль, режиссер Е. Невежина, 2000

    Национальная театральная премия СТД РФ «Золотая маска»

    Играть «Контрабас» на большую аудиторию – колоссальный риск, мой огромный страх, но одновременно интерес и актерский азарт. Я влюблен в эту пьесу, и моя увлеченность заставляет меня преодолевать этот страх.

    В итоге я оказался единственным артистом, который играет Зюскинда на большой сцене. Ни один актер в мире этого не делает. Ни один! Когда в Польше проходил всемирный фестиваль «Контрабасов», я не попал туда только потому, что организаторы не смогли обеспечить мне большую сцену. Меня, когда я назвал фестивалю нужные мне размеры сцены, по-моему, сочли сумасшедшим.

    Константин Райкин

  • «Синьор Тодеро хозяин» К. Гольдони, режиссер Р. Стуруа 2002 (Тодеро)

    Премия «Московская премьера» Международного фонда имени Станиславского

    Этот спектакль – песня Стуруа на слова Гольдони. Слова-то он, конечно, не изменил, но песню создал тем не менее свою. Это было такое смещение жанра! Подобное под силу только режиссеру гигантского мастерства и таланта. Кроме того, в этой пьесе есть замечательные роли. Мне очень интересно сыграть острохарактерную роль бесконечно отрицательного человека, просто уникума.

    Константин Райкин

  • «Ричард III» У. Шекспира, режиссер Ю. Бутусов, 2004 (Ричард III)

    Национальная театральная премия СТД РФ «Золотая маска»

    Ричард – роль, которой я занимался в ГИТИСе, у меня есть даже написанная по ней работа. Ричард – лицедей и необыкновенно цельная натура. И вся история с его угрызениями совести кажется мне придуманной. Он погибает в конце, потому что мир восстает на него.

    Константин Райкин

  • «Косметика врага» А. Нотомб, режиссер Р. Козак, 2005 (Текстор Тексель)

    Прекрасный драматургический материал, глубокий, острый, динамичный, плотный, мускулистый, с большим количеством поворотов, напряжений, борьбы. Материал без лишних слов, без провисаний. Очень точно очерчены характеры двух героев. Очень хорошая, добротная режиссура Романа Козака. И, что крайне важно, к работе серьезно приложила руку Алла Борисовна Покровская. Каждая секунда сценического существования актеров подробнейше, мельчайше разработана, поэтому играть этот спектакль творчески радостно.

    Константин Райкин

  • «Король Лир» У. Шекспира, режиссёр Ю. Бутусов, 2006 (Лир)

    « …Я не Лир, но нормальный, хороший актер наполнит свой текст полетом души — и даже мещанин заплачет, увидев в этой ситуации близкое, доступное, понятное, почти как в мексиканском сериале. У Шекспира так все ловко, складно придумано, что пьеса хороша уже сама по себе, захватывает, ведет, и, в то же время, именно «Король Лир» — одна из сложнейших пьес в мировом репертуаре».

    Константин Райкин

Национальная театральная премия «Золотая маска»

  • «Не все коту масленица» А. Островского, режиссёры А. Покровская, С. Шенталинский, 2008 (Ермил Зотыч Ахов)

    «Роль Ахова — хоть и возрастная, но была в некой мере ученической: я репетировал наравне с молодыми актерами. И эта работа оказалась очень полезной для моих учеников и меня. Они наверняка думали, что их худрук репетирует, прищелкивая пальцами, и вдруг увидели, что мне работать нисколько не легче, чем им. Несколько раз я доходил до отчаяния у них на глазах… Я не стесняюсь быть учеником. Кто перестает им быть, утрачивает что-то важное. Нужно сохранить в себе это ученичество наравне с молодостью души. Любая моя работа оплачена моментами искреннего отчаяния».

    Константин Райкин

  • «Константин Райкин. Вечер с Достоевским», сценическое переложение повести Ф. Достоевского «Записки из подполья», режиссёр В.Фокин, 2010 (Подпольный)

    «Как и тридцать лет назад, я играю про то же самое, про муку самого себя, про боль совести, которая и является мотором этого словоизвержения, и все философские изыски парадоксалиста — попытка унять эту боль. Но многое ощущается по-другому через столь длинный отрезок времени, а рассуждения моего героя неожиданно обрели новую актуальность…

    Все хотят просчитать, взвесить, вывести формулу для такого сложного существа, как человек…»

    Константин Райкин

  • «Маленькие трагедии Пушкина», драматические сцены, режиссер В. Рыжаков при участии К. Райкина, 2011
  • «Константин Райкин. Своим голосом», моноспектакль-концерт, 2012

    «То, что я делаю в этом спектакле, похоже на меня самого. Я и сам состою из разных жанров. Поэзия, особенно высокая поэзия, — это ведь особое состояние души… Для меня чтение стихов со сцены — это те же роли, те же монологи. Они подчиняются тем же законам сценического существования, что и любая драматическая роль. Сейчас я чувствую волну интереса к настоящей поэзии. Людям недостает какого-то витамина в их духовной пище. Каких-то хороших фраз, красивой речи… Пушкина прочесть — бацилл меньше в воздухе останется. Он, как колокольный звон…

    Когда-то папа сказал мне: «Всегда читай стихи. Делай это независимо от того, кто твоя публика. Это поможет им глубже понять тебя и смотреть на жизнь многослойней»

    Константин Райкин

  • «Человек из ресторана» И. Шмелева, режиссёр Е. Перегудов, 2015 (Скороходов)

    « Этот человек, официант Скороходов, он же совершенно божественный. Он социально маленький, но это прекрасный, замечательный человек, который удержался от гадостей и подлостей, находясь в гнезде искушений. Он официант, обслуживает и подлецов, и мерзавцев, и людей хороших или нейтральных... Все едят, он им служит, а сам оценивает их. И держится – у него есть свои критерии, свои непереходимые барьеры. И это очень важно.

    Я всегда определяю для себя, кто он, мой герой, откуда. Мне так легче. Думаю, что он городской человек, но абсолютная деревенщина. Я таких людей знаю, живут в городе, но имеют абсолютно деревенский склад. Вот у него оттуда тяга к земле, курочкам, которых он мечтает разводить.

    У меня непростые отношения с текстом всегда, потому что я ритуально его учу, выучиваю слово в слово, как старый стихолюб. Я и прозу учу слово в слово. А текст «Человека из ресторана» сложно учить, потому что это история, рассказанная не очень образованным человеком. Здесь есть сознательные неграмотности, есть специально неточные слова, но это поэзия устной речи. Все это надо выучить».

    Константин Райкин


Работа в кино:

  • «Завтра, третьего апреля...» (режиссёр В. Перов, 1969)
  • «Много шума из ничего» (режиссёр С. Самсонов, 1971)
  • «Командир счастливой «Щуки» (режиссёр Б. Волчек, 1972)
  • «Свой среди чужих, чужой среди своих» (режиссёр Н. Михалков, 1972)
  • «Труффальдино из Бергамо» (ТВ, режиссёр В. Воробьев, 1976)
  • «Остров погибших кораблей» (ТВ, режиссёр Е. Гинзбург, 1988)
  • «Тень, или Может быть, всё обойдется» (ТВ, режиссёр М. Козаков, 1990)
  • «Неудача Пуаро» (ТВ, режиссёр С. Урсуляк, 2001)

Райкин-режиссёр

Для меня вообще, вот если говорить по-простому, режиссура – это наука о том, как сделать так, чтобы зрителю было интересно.

Константин Райкин

«Геркулес и Авгиевы конюшни» Ф. Дюрренматта, 1988 (совместно с А. Аркадиным-Школьником).


«Маугли» Р. Киплинга, 1990

Эта постановка – своеобразный актёрский тренинг. «Маугли» – школа реактивности, пластики, энергетики. И каждый молодой артист, попав в «стаю», учится быть поджарым и легконогим. Эту школу проходят все без исключения. Спектакль дает возможность реализовать принципы, которые исповедует наш театр. А это – зрелищность, энергетика, поэтическое начало.

Константин Райкин

«Такие свободные бабочки» Л. Герша, 1993

По мере хода спектакля, по мере того, как быт перестает быть нужным, он просто растворяется, исчезает… Мне хотелось, чтобы в конце люди сидели на голом земном шаре и выясняли между собой отношения, потому что тема пьесы глобальна…

Константин Райкин

«Ромео и Джульетта» У. Шекспира, 1995

Репетируя этот спектакль, я объяснял актёрам: поэзия должна быть резкой; мне нравилось «убивать» поэтические интонации. Такого масштаба любовь не для того дается, чтобы строить семью и детей рожать. Она опасна в буквальном смысле, она сжигает её носителей и опаляет рядом стоящих – в этом её предназначение. Это плотское прикосновение к истине, а может, и прямое общение с Богом.

Длина или цельность нашей жизни определяется количеством таких вот мгновений, а вовсе не количеством лет. Так что Ромео и Джульетта прожили вполне полноценную жизнь. Но… представить себе, что они построят семью и начнут жарить котлеты, невозможно.

Константин Райкин

«Кьоджинские перепалки» К. Гольдони, 1997

Гольдони – один из самых замечательных драматургов всех времен и народов. Его пьесы очень театральны и очень демократичны. В то же время они остросюжетны, в них масса юмора и прекрасных ролей. Драматургия Гольдони дает ощущение праздника и возможность сделать этот праздник на сцене…

Я хотел, чтобы было смешно, чтобы было обаятельно, трогательно, хотя в обстоятельствах пьесы ничего особенного нет. Но если это правильно сыграть, все должны заплакать.

Константин Райкин

«Квартет» Мольера, 1999

Я ставил своего любимого автора – Мольера. Ему ведомо о театре всё: как сделать так, чтобы здесь публика затихла, а тут обманулась; как сломать ритм сцены, как придумать, чтобы вдруг стало страшно, а потом очень смешно…

Константин Райкин

«Шантеклер» Э. Ростана, 2001

«Шантеклер» – пьеса очень глубокая. Её тема современна во все времена и читается сразу: поэт и толпа, духовность и пошлость, вера и то, что её разрушает, высота духа и утилитарность, утлость, мещанство. Эта пьеса о необходимости энергии заблуждения, об окрылённости, о «возвышающем обмане», без которых нельзя жить, иначе жизнь бескрыла. И теперь можно сказать, что настало время для этой пьесы. За столетие театр прошел такой путь, и не столько даже технически, сколь эстетически, что сейчас такого рода драматургию, мне кажется, можно правильно и интересно поставить.

Константин Райкин

«Страна любви» А. Островского, 2004

Мне кажется, что наша урбанистическая жизнь в мегаполисе, отягощенность цивилизацией заставляет скучать по природе, по простоте и чистоте чувств, по естественности. Мы решили играть спектакль практически на пустой сцене. Голая раздетая сцена с её фонарями, колосниками, штанкетами, металлом, проводами и верёвками, её агрессивный конструктивизм – полярная среда по отношению к той нетронутой природе, которая наполняет пьесу. Мы хотим сыграть спектакль на такой сцене, чтобы с помощью нашей фантазии попытаться превратить её в поля, леса, луга, реки, в небо и солнце, во всё то, о чём мы мечтаем в железобетонных тисках города…

Константин Райкин

«Смешные деньги» Р. Куни, 2005

«Смешные деньги» меня неожиданно зацепили: здесь есть лирический, человеческий мотив, отсутствующий в других известных мне произведениях Куни. Большинство героев в пьесе появляются именно в тот момент, когда ни в коем случае не должны появляться, и видят то, что ни в коем случае не должны видеть. Всем приходится врать, выкручиваться, то и дело что-нибудь придумывать… Эта пьеса – настоящий подарок для актеров.

Константин Райкин

«Королева красоты» М. Макдонаха, 2007

«Королева красоты» – очень жесткая и правдивая пьеса, история о пагубности насилия над другим человеком. Когда мы что-то пытаемся делать насильно, то возникает ответное насилие, и тогда эта история становится трагической. Самый страшный порок в человеке – насилие над людьми, насилие над их волей, попытка любыми способами подчинить их себе.

Константин Райкин

«Сиротливый Запад» М. Макдонаха, 2007

В этой пьесе нет однозначного черного конца. Это страшная история, по которой мы видим, что человеческие усилия в этом направлении не проходят совсем зря. Автор не морочит себе голову, что это легко, он пишет, что это невероятно трудно, что это как бы безнадежно. Но все-таки это не так. Если внимательно вчитаться, там есть миллиметровые сдвиги, и их нельзя не заметить.

Константин Райкин

«Синее чудовище» К. Гоцци, 2008

Итак, острый сюжет, много страстей, любви, превращений, возможностей для юмора и для актерской фантазии. Дать актерам возможность поиграть, насочинять себе «штуки-дрюки» – это уже наши внутренние задачи, но порой они оборачиваются бесценным подарком для публики. И конечно же, не стоит пытаться делать это в традиции комедии дель арте, которая для нас так же загадочна, как и театр кабуки. Нужно найти русский ход, понятный нашему зрителю. И мы придумали решить пьесу в цирковой эстетике. Мои актеры просто творят чудеса – так считают цирковые, которые их тренируют.

Константин Райкин

«Доходное место» А. Островского, 2003, 2009

С точки зрения стиля это мой самый любимый спектакль. Он черно-белый. Это был мой отдых. Я всегда ставлю то, что волнует, что нравится. А Островский мне нравится больше, чем все современные авторы вместе взятые. Островский – это очень хороший вкус. Очень мускулистая, событийная, наглядная, сочная драматургия.

Константин Райкин

«Тополя и ветер» Ж. Сиблейраса, 2009


«Деньги» А. Островского, 2010

Мне лично Островский кажется самым значительным из русских драматургов, и на меня он оказывает наиболее сильное впечатление. Его пьесы наполнены страстями, коллизиями, в них замечательно выстроенные сюжеты, интереснейшие острейшие столкновения характеров, взглядов, позиций; это очень мускулистая, емкая, энергичная, высоко духовная драматургия, очень событийная, действенная, а потому и зрелищная, дающая огромные возможности для театра.

Константин Райкин

«Ромео и Джульетта» У. Шекспира, 2012


«Лондон Шоу» Б. Шоу, 2013

После Шекспира второй в Англии, думаю, Бернард Шоу. «Пигмалион» – одна из самых лучших пьес всех времен и народов, с великими ролями. И у нас есть артисты, которые могут играть в этой замечательной пьесе. Через эту пьесу должен пройти каждый театр в период своего взросления. Теперь до «Пигмалиона» дорос и «Сатирикон». Это история про наказание за гордыню, про наказание за высокомерие, история про ответственность вообще творческого человека перед людьми. Мы зависим от тех, кого приручили, едва ли не больше, чем они от нас.

Константин Райкин

«Кухня» А. Уэскера, 2014

Человеку, оказывается, помимо денег, работы, еды нужно что-то еще очень существенное, какой-то воздух, духовность. Эта пьеса про 0,6% в нашем государственном бюджете, который уделяется культуре. Потому что культура – это душа нации. И как наше высокое начальство уделяет 0,6%, так и нарвется на что-нибудь очень страшное, я думаю. Нельзя заблуждаться и думать, что если ты платишь, кормишь и даешь работу, это все, это и есть жизнь. Нет, нужно еще что-то существенное. «Кухня» Уэскера меня очень зацепила… Я решил, что мы обязательно должны это сделать. Хотя это действительно очень трудно. Коллектив должен работать, как симфонический оркестр: безукоризненно, одновременно здесь тридцать человек на сцене…

Константин Райкин

«Однорукий из Спокана» М. Макдонаха. 2014

Думаю, что это одна из лучших пьес самого талантливого драматурга наших дней. По Мартину Макдонаху, жизнь – это тяжкий сон, где перепутаны фантазии, ирреальность, заблуждения и прозрения, где царит абсурд, ненависть, жестокость, все виноваты друг перед другом и при этом бесконечно одиноки, взаимозависимы, временами по-детски беспомощны и нуждаются в человечности, милосердии и доброте.

Константин Райкин

«Все оттенки голубого» В. Зайцева, 2015

Живая, талантливая пьеса, написанная в 2014 году, сердечная, эмоциональная, полная юмора и горечи. Она очень откровенно и честно освещает вопросы, которые на отечественной сцене поднимать было не принято.

Константин Райкин

«Лекарь поневоле» Мольера, 2016

«Я считаю, что это наше ноу-хау «сатириконовское». Это трехактная небольшая пьеса с двенадцатью действующими лицами. Играют три артиста – мои студенты. Один играет Сганареля – роль, которую играл в свое время сам Мольер.  А два других артиста (мальчик и девочка) играют все другие мужские и женские роли. Это не самое острое и не самое принципиальное произведение Мольера – не «Тартюф» и не «Дон Жуан», но и оно, конечно, мастерски написано. Когда три артиста играют все роли,  создается еще одно очень важное дополнительное правило игры, еще одна степень сложности: зритель следит не только за прямым сюжетом, но и за мгновенными перевоплощениями. Я использую атомную энергию молодости моих учеников – тут важно, чтобы они не просто мгновенно переодевались, а чтобы они перевоплощались,  меняли образ. Это важная часть эстетики, которую я люблю, и важная часть методологии, которой я их обучаю».

Константин Райкин


Райкин-педагог

В 2001 году Константин Аркадьевич Райкин стал руководителем курса на актёрском факультете в Школе-студии МХАТ. В 2005-м состоялся первый выпуск воспитанников мастерской К.А. Райкина. Новое поколение артистов – выпускников Школы-студии влилось в труппу театра «Сатирикон». Визитной карточкой молодых актеров стал дипломный спектакль «Страна любви» по пьесе А.Н. Островского «Снегурочка».


В 2009 году состоялся второй выпуск студентов профессора Райкина. Несколько артистов этого выпуска также пополнили труппу «Сатирикона». В спектакле «Не все коту масленица» ученики Константина Райкина выходили на сцену вместе со своим учителем.


В октябре 2012 года «Сатирикон» открыл сезон премьерой шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта». В этом спектакле студенты третьего курса мастерской К.А. Райкина играли вместе с артистами театра. Летом 2013 года выпускники-актёры получили дипломы.


Воспитав три поколения молодых артистов в Школе-студии МХАТ, Райкин закончил там преподавательскую деятельность и открыл свою театральную школу.

1 сентября 2013 года начала работу Высшая школа сценических искусств – Театральная школа Константина Райкина.

В каждом человеке – самом плохом, толстокожем, со спящей душой – может родиться человеческое. Это может произойти в течение короткого времени – одного-двух часов спектакля. Если очень хорошо играть на сцене, этот акт совершается. Но в баню, например, мы ходим каждую неделю, а в театр – редко. И одного спектакля не может хватить на целую жизнь.

Жизнь, она ведь к другому человека толкает. Сейчас вот доказывает ему, что самое главное – деньги. А тут, напротив, тебе говорят, что выше и важнее души ничего на свете быть не может. Только два-три часа тебя в этом убеждают, но если человек не совсем уж бегемот, у него лицо такое незащищенное делается, он ребёнком становится – я со сцены вижу это… Даже если жлоб приходит в театр или бандюга. Ведь Гамлет же говорит: «…я слышал, что преступники в театре бывают под воздействием игры так глубоко потрясены…»

Всего на два часа, если спектакль идет мощно, душа самого закоренелого негодяя перекраивается, мягчает, тоньшает, нежнеет. Потом он выходит и становится самим собой, каким был до того. Но я уверен: для Бога эта работа души, что произошла с человеком, не остается незамеченной. И это та маленькая ниточка, которая если и не поможет вытянуть из ада, но, может быть, позволит не так сильно в аду его припекать…

Константин Райкин


С 1 по 30 июля 2016 года в Высшей школе сценических искусств (Театральной школе Константина Райкина) интенсивный курс обучения актёрскому мастерству впервые прошли иностранные стажёры. Первой группой, учившейся в Школе по международной программе, стали студенты из Соединенных Штатов Америки. Большинство из них - дипломированные выпускники разных американских Университетов, которые уже имели некоторую театральную подготовку и хотели повысить свой профессиональный уровень именно в России и именно в Театральной школе Константина Райкина. Обучение под руководством команды педагогов во главе с худруком «Сатирикона» продлилось ровно месяц. Помимо актёрского мастерства «летние студенты» занимались сценическим движением, танцем, вокалом, фехтованием, прослушали курс лекций по истории русского театра и кино, побывали на экскурсиях по театральной Москве и посетили громкие московские спектакли. В конце курса обучения студенты представили совместные творческие работы по дисциплине «актёрское мастерство» - отрывки по роману Ч.Диккенса «Приключения Оливера Твиста».


spbmkf_2016_banner_240х400.jpg

Кнопка для перехода на стр. голосования.gif

Театральная Афиша - репертуар театров, заказ билетов