Официальный сайт театра
Российский государственный театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина
Касса 12:00-20:00 (обед: 15:00-16:00) +7 (495) 689-78-44
Отдел продаж 10:00-18:00 +7 (495) 689-78-54
Версия для слабовидящих

Это не Гоголь

Это не Гоголь
30 Декабря 2021

Электронная почта переполнена поздравительными сообщениями. Читаю только самое важное. Было, точно было, письмо театра «Сатирикон». Но теперь неважно. Даже, если бы я прочитала то письмо, что сегодня покажут только часть спектакля «Р.» в постановке Ю. Бутусова, все равно пошла бы на него.
В планах «Сатирикона» значился «Ревизор». Бутусов, представляя сегодня спектакль, сказал: «Это не Гоголь». И ещё: что для него важно было показать часть спектакля именно сегодня.

«Р» похож на джазовую композицию, которая где-когда-то началась с горького смеха Гоголя. Но в нем сюжета Гоголя, нет никакой фабулы как цепочки событий. Что-то просто угадывается. Потрясающе, это вообще «анти-Гоголь», тот, к которому мы привыкли. К которому мы привыкли, который нас утешал и позволял смеяться, забывая, что горько. Текст пьесы М. Дурненкова - абсолютно фантастический. Такой и должна быть современная драматургия - как диффузия от темы к теме, из числа тех, что обсуждали сегодня в Фейсбуке. От Гоголя в пьесе Дурненкова остались лишь имена персонажей и едва-едва улавливаемые события бытового уровня, где-то за пределами происходящего на сцене. То, что сделали Дурненкова и Бутусов- почти революционное- стилистическое и смысловое лишение «Ревизора» комедийных свойств. Но превращать его в трагедию тоже не стали.

В «Р» совсем нет слов и фраз, которые пошли в народ из «Ревизора». Нет сочной гротесковой комичности. Кстати, про безумие в связи с «Ревизором» говорили и прежде. А. Фёдоров поставил своего «Ревизора», в котором все герои - люди с психическими расстройствами. У Бутусова все не так. Ведь в жизни мы не все безумны. Но очень иррациональны. Лишены логики. Где-то по дороге к физический взрослости потеряли внутренний этический контроль. Осип (слуга Хлестакова) уже не помнит, кидал ли он камешек в собачку, или не кидал. Мы перестаём оценивать свои поступки, а позже уже не помним, совершали ли их. Городничий (условный правитель) мнит себя рок-музыкантом, изображает покаяние (или причащается?), но над ним никого нет. Физически никого.
Многим предпринимателям, олигархам и прочим нелегко дастся сцена аудиенции Хлестакова (хотела написать Воланда) с Бобчинским. «Возьмите деньги, чтоб вы сдохли, помилуйте меня» - как страшно знакомо, как страшно вообще. Каким будет спектакль в готовом виде, не знаю. Каким там предстанет Хлестаков- посмотрим. Сейчас это почти загадочная фигура инфернального типа. Константин Райкин просто блистателен. В белом костюме, Сатана, в анамнезе системное унижение в детстве. Прошлое героев - ключ к разгадке их иррациональности. Но в тоже время спектакль про здесь, и сейчас. Про нас.

Это не дидактика, это не психотерапия. Это просто акция по отрыванию руки, зажимающей нам рот, когда хочется кричать от боли и бессилия. Юрий Николаевич, спасибо! Я посмотрела лучший спектакль года. Ну, полспектакля.
Каким пошлым и трусливым кажется сейчас все остальное.

Оригинал

Издательство: facebook

Автор: Гюльнара Алиярова

Упоминающиеся спектакли

  • Р

    Р

    16+ / Сочинение на темы пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор» Премьера
    3 часа
    1 антракт
  • Высшая школа сценических искусств
  • Ваш досуг
  • thevanderlust
  • Эксперт
  • snob
  • The City
  • Серебряный дождь
  • News.ru
  • TimeOut
  • Культура. Гранты России.
  • https://dryclean.ru/
  • мел

   Противодействие коррупции  


cultrf.png