Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

Концентрация боли, безумия и любви

Концентрация боли, безумия и любви - фотография
Так получилось, что на этой неделе смотрю спектакли 2006 года рождения. Сегодня это был "Король Лир" в "Сатириконе".

Спектакль поставил Юрий Бутусов, сценографию создал Александр Шишкин, в заглавной роли - Константин Райкин. 

Если бы я писала рецензию, назвала бы её, пожалуй, "Случайный аккорд". На сцене стоят, среди прочего, три пианино, расстроенных донельзя. Время от времени герои опрокидываются на старые клавиши, выбор которых - случайный, звук - режущий, а сочетание лишено гармонии. Это производит зловещее впечатление, ужасное и прекрасное одновременно.

Так, в сущности, можно говорить и о спектакле в целом, о его тональности и ритме. Неровный, некрасивый, резкий, но при этом магнетический, завораживающей своей звенящей дисгармонией.

Ужас этой вечной трагедии, по версии Бутусова, в том, что на самом деле в ней нет безумия. Это всё нормальные люди с нормально путаной жизнью. Градус страстей несколько снижен, как и приуменьшен масштаб действующих в истории личностей. Не короли, не шуты, не герцоги - просто люди. Лир делает первый прыжок в пучину зла нечаянно, не нарочно. И все ключевые события спектакля выглядят именно такими - фатально и чудовищно случайными, идущими почти естественно по ходу жизни.

Но не бывает маленького зла, даже если не специально, даже если не этого хотел и ждал совсем других последствий. Демоны ненасытны. Добро же здесь выглядит беспомощным, а любовь - безумием. Помешательство Лира очевиднее всего именно в конце спектакля: оказывается, он отчаянно и горько, безнадёжно любит свою загубленную дочь.

Самая страшная и пронзительная сцена - финальная. Лир мечется между мёртвыми дочерьми, сидящими на стульях у пианино. Их тела опадают, с шумом ударяя по клавишам, а он их поднимает, снова и снова. Концентрация боли, безумия и любви. 

Случайное решение, поспешный вывод, спонтанный выбор - что в этом плохого? Спектакль не пугает роком, тяжело и мрачно нависшим над человеком. Нет судьбы, есть череда событий - последствий наших невинных, как нам порой кажется, действий.

Каждая жизнь это мелодия, ну или аккорд, или хотя бы нота. Будет ли она чистой? Будет ли случайной?


Оригинал


Издательство: FB Автор: Ксения Стольная 15.06.2017

Спектакли