Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

О спектакле «Дорогая Елена Сергеевна»

О спектакле «Дорогая Елена Сергеевна» - фотография

Спектакль «Дорогая Елена Сергеевна» я смотрю уже не в первый раз (но в первый раз в исполнении труппы театра «Сатирикон» им. А. Райкина) и с каждым показом открываю для себя всё новые смыслы. На самом деле, мне кажется это нормальным: мы меняемся, и вслед за нашими возрастными и личностными изменения меняются наши взгляды, интересы, отношение... И только ценности остаются неизменными: те, для кого важны деньги, переступят с легкостью через человека, а высоко духовная личность вряд ли станет тревожиться из-за материальной бедности.

В этот раз я задумалась о том, что значит "быть человеком". И всяк ли рожденный от человека может назвать себя Человеком? В современном мире, где гуманизм (вытесняемый толерантностью) в его истинном понимании уже почти забыт, пьеса Людмилы Разумовской звучит как-то особенно остро. В ленивых, жадных до благ и безнравственных подростках (Ляля, Паша, Витёк, Володя) узнаются тысячи сегодняшних взрослых, в том числе и некоторые учителя, для которых желание "научить" сменилось бухгалтерией и бюрократизмом. Мы больше не испытываем перед светилами науки прежнего благоговения, как, например, 20 лет тому назад, они утратили свою высокое звание. Хотя режиссер Владимир Жуков, видимо, так не думает и подчеркнуто настаивает на этом: " Учитель - друг и наставник наших детей".

Сегодняшние взрослые не готовы ждать, терпеть, трудиться, иным словом – совершать над собой усилие, проделывать тяжелую умственную и физическую работу, чтобы снова и снова заслуживать звание считаться Человеком. Они хотят только получать ежеминутное удовольствие и счастье, даже если это будет стоить очень дорого, даже если надо переступить через другого или... через себя. Они – потребители. Потребители жизни. И громкие слова Елены Сергеевны об "идеалах, стремлениях и ценностях" для них, разумеется, пустой звук.

Мы как-то разучились работать над собой в первую очередь. Подобное поведение характерно для маленьких детей, а не для взрослых людей. Взрослый человек может справиться с фрустрацией, а ребенку это тяжело, ему нужна помощь взрослого. Проблема сейчас в мире том, что взрослых слишком мало, а детей слишком много и уделить внимание всем не получается.
Московская «Дорогая Елена Сергеевна» выполнена в виде приторно зеленого острого угла. Сценическое решение, возможно, дань математике, а, может, так просто получилось. Ученики вваливаются к Елене Сергеевне в поролоновых красных носах будто клоуны; за маской веселья и подарков подростков замаскированы боль, подлость, предательство и безответную любовь.

У этих жалких детей вроде есть всё, хотя по факту это богатство не более чем мыльный пузырь, который лопнет, в случае если на него сильно надавить, что и делает Елена Сергеевна, оставаясь верной сама себе. Оставаясь Человеком.

Прекрасная актерская и режиссерская работа, которая не требует отдельных пояснений. Просто браво.

Оригинал

Издательство: Афиша Автор: Оксана Васько 20.10.2020

Спектакли