Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

«Дорогая Елена Сергеевна» 40 лет спустя

«Дорогая Елена Сергеевна» 40 лет спустя - фотография

Историческая встреча команды спектакля «Дорогая Елена Сергеевна» с драматургом Людмилой Разумовской в Санкт-Петербурге 17 октября 2020 года.

После успеха сатириконовской постановки Владимира Жукова на фестивале «Балтийский дом» мы стали участниками дружеского чаепития (на самом деле пили и дружеское вино) с автором Людмилой Разумовской, художественным руководителем Молодежного театра на Фонтанке Семёном Спиваком и генеральным директором Театра-фестиваля «Балтийский дом» Сергеем Шубом. Пьеса о смене систем, двух моделей «старого» и «нового» мира была написана Людмилой Разумовской в 1980 году. Впервые поставлена в России молодым тогда режиссером Семеном Спиваком и именно на сцене «Балтийского дома» (в те годы Театра им. Ленинского комсомола). Сергей Шуб, в 1980-е завлит театра, предложил драму к постановке. В итоге в 1982 году был выпущен один из самых громких, скандальных спектаклей ленинградской сцены начала 80-х.

Тогда Виктор Розов написал в «Литературной газете» восторженный отзыв: «Когда вы будете в Ленинграде, посмотрите спектакль «Дорогая Елена Сергеевна». Если удастся достать билеты». Спектакль прошел 25 раз, потом его запретили. С тех пор  «Дорогая Елена Сергеевна» была поставлена почти во всех странах мира, её уже называют классикой ХХ века.

///

Мы попросили Людмилу Николаевну поделиться личными ощущениями о том, как прозвучала для неё пьеса сегодня. Приводим это размышление полностью.

Людмила Разумовская: «Мы живем в богоборческое время… Нет, храмы, монастыри и прочие религиозные культовые сооружения открыты… Пока… Но говоря о богоборчестве, я имею в виду вовсе не то грубое насилие, которому подвергалась Церковь и церковный народ в нашей стране сразу после революции и практически до конца существования Советского Союза, хотя и не в таких кровожадных формах, как раньше… Борьба с Богом ведется и будет вестись тоньше и разрушительнее по последствиям для личности, чем просто  физическая смерть тела. Речь идет о судьбе человека в вечности. И современная борьба с Богом проходит через сердце, разум и волю каждого человека, постепенно ослабляя его духовный потенциал, нравственный иммунитет, стирая границы его совести, творя человека-киборга новой «цифровой» цивилизации абсолютной моральной вседозволености и тотальной несвободы.

Поэтому спектакль «Сатирикона», конечно, отчасти отвечает духу времени. Отчасти, потому что пьеса написана сорок лет назад и за это время мы уже далеко продвинулись по пути расчеловечивания человека.

Это происходит незаметно. Так же незаметно, как, например, неуловимо стареет человек. Но если мы дадим себе труд внимательно посмотреть даже на людей советского времени (через литературу или кино), не говоря уже о родившихся до революции, мы, что называеся, почувствуем разницу. Чем больше мы позволяем себе греха (на современном языке – «прав»), тем ниже мы опускаемся по нравственной лестнице.

Вспоминаются слова Христа, сказанные Им ученикам о признаках последних времен: «И восстанут дети на родителей и умертвят их». Как это странно. И как это чудовищно. И как уже похоже на нашу действительность. Когда родители умертвляют своих детей. И когда дети подымают пяту на родителей. Немыслимое ни в какое иное время…

Но нужно понимать причины и следствия. Достоевский сказал: «Если Бога нет, то все позволено». Вот чеканная формула, определяющая всех безбожников: от атеиста до сатаниста. Если Бога нет, кто для меня авторитет? Никто. Я Сам. Я становлюсь на место Бога. Вот древнейшее искушение первого отпавшего от Бога ангела, ставшего сатаной. И первое искушение для Адама: «Будете, как Боги…» - говорит ему сатана.

Но все это уже за рамками пьесы. Хотя в главном герое этот «богизм» или «наполеонизм» уже присутствует, как и у многих героев Достоевского, впрочем. Но тогда еще были цветочки, а ягодки для нас уже созревают…

Итак, резюме: Друзья мои! Бог, который дал нам свободу, – есть. И каждый будет отвечать, как он своей свободой распорядится.

Есть несвобода внешняя, есть внутренняя. Если нас в чем-то ограничивает государство, общество, обстоятельнства и т.д., то это еще не есть несвобода в духовном плане, но если мы не можем не лгать, не завидовать, не лукавить, не красть, не развратничать, не ненавидеть и т.д., в этом случае мы теряем свою Богоданную свободу и становимся  рабами своих страстей…

Все, кому интересно подумать и порассуждать на эти темы, могут найти пищу для размышлений, посмотрев  спектакль театра «Сатирикон» «Дорогая Елена Сергеевна», которому я желаю долгой и счастливой творческой жизни. Ибо задачу театрального искусства (как и литературы в целом) – эстетического и нравственного просвещения  читателей-зрителей, еще никто не отменял, и оно особенно актуально для нашего времени…»

Фото: Юрий Богатырев

21.10.2020

Спектакли