Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

Феллини в РАЙКИНО

Феллини в РАЙКИНО - фотография

Первая в цикле бесед про кино, которое выбрал к просмотру Константин Райкин, состоялась 28 июня и была посвящена «8 ½» Федерико Феллини. Получился хороший совместный формат под названием «Райкино» – сначала вместе смотрим картину в «КАРО. Октябрь» на большом экране на языке оригинала с русскими субтитрами, а после разговариваем о ней в компании худрука «Сатирикона». Даже если вы не высказываетесь и не задаёте вопросы в микрофон, чувствуете себя в зале, что называется, среди своих. Возникает хорошая благотворная атмосфера, где все очень заинтересованы во вдумчивом личном переживании и осмыслении увиденного. За модерацию дискуссии благодарим театрального критика Павла Руднева.

       Феллини снял «8 ½»  в 1962-м, а через год представил его на Московском международном кинофестивале, получив главный приз, и, кстати, в первый и последний раз побывав тогда вместе с Джульеттой Мазиной в СССР. Любопытно, что эту его классическую ленту, шедевр из мировой киносокровищницы, очень многие зрители в зале посмотрели впервые и честно говорили об этом, выходя к микрофону. Тем более было интересно и важно вместе поискать ключи к образной системе фильма, пониманию и осмыслению плотного переплетения в авторском сюжете Феллини фантазии и реальности.


Предыстория про Райкина, Феллини и Чарли Чаплина

Как бесспорный объект для разговора Константину Райкину всегда интересен его любимый актер и режиссер Чарли Чаплин. Но лицензии на прокат его фильмов у КАРО пока нет. Тем не менее, оказалось, у Константина Аркадьевича есть история, в шутку объединившая однажды Чаплина и Феллини.   

В свое время Эльдар Рязанов, представляя на телевидении цикл фильмов Чарли Чаплина, перед началом трансляции обсуждал его картины с разными известными артистами. И однажды пригласил на такую съемку молодого Константина Райкина.

Камера. Мотор. Эльдар Александрович начинает:

- Костя, я хотел бы, чтобы мы с вами поговорили о Чарли Чаплине. Но, конечно, честно сказать, мне бы больше хотелось поговорить о Чарли Чаплине с Аркадием Исааковичем… К сожалению, его уже нет с нами… 

На что Константин Райкин тут же среагировал:

- Эльдар Александрович, что вы мне объясняете! Я прекрасно вас понимаю! Я думаю, что и папа с удовольствием бы поговорил о Чарли Чаплине… с Феллини! Но поскольку нет ни Феллини, ни папы, разговариваем мы с вами.


О чем говорили на обсуждении «8 ½».

Короткий дайджест от Константина Райкина:

  • Когда этот фильм вышел и был показан у нас в Советском Союзе на Московском кинофестивале в 1963 году, он считался символом какого-то очень сложного способа изложения. А сейчас я его смотрю, и мне кажется, это один из редких фильмов «просто про меня». Мне хочется пересматривать его ещё и ещё, и с каждым разом это получается всё более личностно. Открываются гениальные, смелые, откровенные, бесстрашные тонкости и точности. Как много этот фильм знает про меня!

  • Ещё я очень люблю Феллини потому, что ткань его фильмов совершенно театральная. У него натуральной реальности почти нет, он все перерабатывает в какую-то условность, и это так похоже на театр. Это всё время какая-то игра, фантазия и видение. И очень много глубины, горечи и иронии одновременно. А в этом конкретном фильме бесконечный горький юмор.

  • Мне интересно, почему музыка гениального Нино Роты возникает в фильме не сразу. Там сперва идет Вагнер, потом Бах, потом Чайковский и еще несколько других имен, и только потом возникает лейтмотивом тема Нино Роты. Вот я себе задал этот вопрос, и так с ним пока и остался.

  • Вообще, в этом кино есть некая элитарность. Навскидку кажется, что его оценить и понять могут только люди, которые профессионально занимаются искусством. Но думаю, и другим зрителям это смотреть не скучно, потому что это же про человека. А в каждом из нас так или иначе есть творческое начало. Оно может спать, но оно обязательно есть. Это как с любовью. Все употребляют слово «любовь», но многие не подозревают, что любовь – это то, с чем они никогда не встречались. Так и с творчеством. И с потребностью встречаться с искусством.

  • Смотрите, как Феллини вообще любит людей! У него всегда есть очень красивые люди: как здесь Клаудия Кардинале или Анук Эме. И при этом рядом не менее интересные люди совершенно неканонической внешности. Такие чудики. И эти чудики нисколько не менее очаровательны. В этом вообще его ощущение жизни, человечества, Италии, Рима, своей провинции. И это великая итальянская традиция – показывать в том числе людей негероической внешности. Потому что, если мы заглянем в историю итальянского театра, эти странные любопытные персонажи есть у Гольдони, ещё раньше в комедии дель арте мы их найдем. Для Феллини мир людей – это колоссально, это самое интересное поле. И я вижу через этот его светлый фарс, фарс Феллини, его любовь, жизнеутверждение и спасение.

  • Дело искусства – задавать вопросы. Человек вообще отличается от других существ тем, что он задает вопросы. Задавать вопросы – самая, мне кажется, человеческая черта. Человек, задающий вопросы – правильный человек. Высокое искусство ставит вопросы. Искусство, которое дает ответы – низкое, примитивное, дидактическое. Вы понимаете, что дети лучше взрослых? Человек рождается, и у него куча «почему?». Человек правильным рождается. И даже удивляешься, когда он успевает стать подлецом, подонком, лгуном, лицемером? Взрослые недостойны чистых вопрошающих глаз. А кто живет без вопросов? Примитивное травоядное существо. Сказать что-то – это не значит ответить, это значит – поставить новый вопрос. Это нормальное свойство человека говорить всё время: «А почему?». Ответ несет в себе однозначность, отсутствие вариантов.

  • Такой период, о котором рассказывает «8 ½», бывает у каждого, кто профессионально занимается искусством. И даже внутри всякой работы, которая может закончиться очень успешно, как правило, возникает период бесплодия, пустоты и отчаяния, когда не получается. И вот на таком периоде мы застаем этого героя. Он находится в мучительной стадии своего поиска.

  • Эгоизм – защитное качество большого таланта. Как правило, люди, занимающиеся искусством, несколько зациклены на себе. А Феллини снял фильм буквально о себе. Он через Марчелло Мастроянни реализовал собственную личность.

  • Феллини – один из главнейших режиссеров 20 века. Он титан. Как у него выстроен кадр, как интересно работает музыка, как там играют артисты, как стилево это сделано, какие мысли там возникают и как это свободно сделано. Чувство некоторой даже зависти испытываешь. Но ни у кого никогда не получается что-то создать легко. Про моцартовскую или пушкинскую лёгкость – это легенды, придумки ленивых людей.

  • У этого фильма светлый финал, он кончается большой надеждой, великим феллиниевским многоточием.

Следующая встреча «Райкино» из совместного цикла Каро.Арт и театра «Сатирикон» состоится 23 июля. Посмотрим на языке оригинала фильм Паоло Соррентино «Молодость» и обсудим его с Константином Райкиным. Начало в 19.00 в киноцентре «Октябрь» (Новый Арбат, 24). Ищите билеты на сайте Каро.Арт.


Екатерина Купреева

30.06.2021