Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

К 80-летию САТИРИКОНА | СИНЬОР ТОДЕРО ХОЗЯИН | 2002 | реж. Роберт Стуруа

К 80-летию САТИРИКОНА | СИНЬОР ТОДЕРО ХОЗЯИН | 2002 | реж. Роберт Стуруа - фотография

Они встретились в прекрасной Флоренции, стоя в очереди в галерею Уффицы. Оба приехали из Венеции, где жили,  как оказалось, на соседних улицах. Результатом этой случайной встречи Константина Райкина и Роберта Стуруа стал совсем неслучайный, сделанный по зову сердца, очень венецианский спектакль по пьесе Карло Гольдони «Синьор Тодеро-брюзга», героя которого режиссер по своей  воле переименовал из брюзги в хозяина.

«Этот спектакль – песня Стуруа на слова Гольдони. Слова-то он, конечно, не изменил, но песню создал, тем не менее, свою. Это было такое смещение жанра, какое под силу только режиссеру гигантского мастерства и таланта», - позже говорил Константин Райкин.

***

Сюжет пьесы был заимствован из жизни. Вот, что пишет в «Мемуарах» сам Гольдони: «В Венеции жил старик по имени Тодеро, самый грубый, угрюмый и несносный человек в мире. Я знал одного из таких сварливых стариков, изводившего всю свою семью, в особенности невестку, очень милую и красивую женщину, муж которой,  дрожавший при одном виде своего отца, еще  усугублял ее страдания». Но постоянные скандалы и конфликты в пьесе обрамлены невероятной красотой Венеции, которая как бы просвечивает сквозь стены дома.

***

Для работы над спектаклем Роберт  Стуруа, как и в «Гамлете» (1998),  пригласил своих постоянных соавторов Гию Канчели и художника  Георгия  Алекси-Месхишвили. Это великолепное трио объединяла многолетняя дружба и полное творческое взаимопонимание, а оно проявлялось в особой гармонии создаваемых ими спектаклей.  Декорации на сцене романтизировали интерьер обычной торговой лавки, за стенами которой маячила призрачная Венеция, музыка Канчели то томительная, то тревожная, а временами и зловещая придавала атмосфере спектакля мистический фон.

***

Райкину было интересно сыграть острохарактерную возрастную роль  омерзительного старика. Он жуток. Черный беззубый провал рта, растрёпанные патлы, выцветший от времени халат. Стуруа придумал для Тодеро такой рисунок, который принудил артиста к многочасовым, почти акробатическим тренировкам.  Тело Тодеро живет самостоятельной жизнью, не слушается приказаний и то и дело удивляет своего хозяина. То, как он переставлял ноги с помощью клюки, что проделывал своей совершенно самостоятельной  и не подчиняющейся  ему левой рукой, вызывало восторг и удивление безграничностью человеческих возможностей. Еще Стуруа наградил Тодеро аллергией на цветы, что приводит к приступам уморительного чиха. Он кашляет, хрипит, задыхается, засыпает на полуслове, а потом вдруг начинает бодро вышагивать. Райкин работал виртуозно и недаром за главную роль в этом спектакле был удостоен Государственной премии РФ, премий фонда Станиславского, «Чайка» и «Гвоздь сезона», по опросу театральных  критиков был назван лучшим актёром сезона.

***

Хотя Тодеро и считает себя хозяином дома и его обитателей, вершителем их судеб, но это иллюзия. И режиссер ясно дает это понять, наделяя вроде бы далеко не главную героиню пьесы Фортунату (Лика Нифонтова) такими притягательными качествами, что к ней тянутся все живущие в этом доме.  Она – воплощение Эроса и его всепобеждающей силы. Она ведет интригу, вершит судьбы и приводит к развязке. У Гольдони все заканчивается радостно и счастливо, у Стуруа иной финал. Для деспота и самодура любовь оказывается страшнее яда - она ведь может и убивать. Старик умирает от поцелуя и нежных объятий прельстительницы. Но всеобщая радость и счастье тут же возвращаются на сцену на финальных поклонах артистов.

В спектакле участвовали: Марина Иванова, Алексей Якубов, Яков Ломкин, Юрий Лахин, Наталия Рыжих, Сергей Климов, Александр Журман, Любовь Тихомирова и др.

***

В 2007 году «Сатирикон» получил благодарность от Венецианского театра Карло Гольдони (Teatro Stabile del Veneto «Carlo Goldoni») за передачу в его картотеку информации о четырех постановках, сделанных в «Сатириконе» по пьесам великого итальянца: «Хозяйка гостиницы» (1994, реж. А. Горбань),  «Кьоджинские перепалки» (1997, реж. К. Райкин), «Случай» (2006, реж. М. Брусникина) и «Синьор Тодеро хозяин» (2002, реж. Р. Стуруа).

Наталия Гладкова, Екатерина Купреева

К юбилею «Сатирикона» смотрите телеверсию спектакля на канале «Культура» 25 октября в 10.55

18.10.2019

Спектакли