Официальный сайт театра
Российский государственный театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина
Касса 12:00-20:00 (15:00-16:00) +7 (495) 689-78-44
Отдел продаж 09:00-19:00 +7 (495) 689-78-54
Версия для слабовидящих

Людмила Разумовская | интервью из Петербурга в Москву

Людмила Разумовская | интервью из Петербурга в Москву
23 Марта 2020

Совсем недавно двери нашего театра, как и всех театров Москвы, были широко открыты, и мы планировали играть премьеру спектакля «Дорогая Елена Сергеевна» вживую. В качестве одного из самых почетных зрителей в Сатириконе ждали важного питерского гостя, нашего автора Людмилу Николаевну Разумовскую. Карантин отсрочил и реальную премьеру, и эту встречу. Но Людмила Николаевна планирует присоединиться к большой онлайн аудитории премьеры, которая состоится на нашем сайте 27 марта. Также дистанционно Людмила Разумовская дала нам интервью о своей пьесе:

Разумеется, я была несколько удивлена, узнав о готовящейся постановке «Дорогой Елены Сергеевны» в театре «Сатирикон». Но, с другой стороны, и выдающийся комедийный режиссер Эльдар Рязанов в свое время тоже обращался к этой драме, сняв одноименный фильм.

Не самая, на мой взгляд, интересная пьеса, но именно она, написанная сорок лет назад, оказалась универсальной, востребованной в мире от Востока до Запада, пройдя через все Европейские страны, и от Китая до Америки, — как некая модель уходящего (уже практически ушедшего) старого мира и наступления нового — прагматичного, жесткого, безжалостного, оправдывающего всяческое беззаконие, с мимикрирующей «нравственностью» (а теперь уже и «цифрового») с чипом в голове вместо Бога в сердце.

****

Я видела множество разных спектаклей в разных странах, и поскольку пьеса «остросюжетная», ее трудно поставить так, чтобы  она оставляла зрителя равнодушным. Но, пожалуй, наиболее интересные из них были все-таки поставлены на русской сцене, поскольку наша традиция психологического театра избегает прямолинейности и однозначности, даже когда они, казалось бы, очевидны в тексте, и всегда ищет сложность, противоречивость, «амбивалентность» характера, интуитивно исходя из христианского представления о человеке, как о существе, в котором перемешаны добро и зло (по мысли Ф. М. Достоевского: Бог и сатана борются, а поле битвы — сердце человеческое).

На Западе же большее внимание уделяется внешнему сюжету с его жестокостью и насилием (как, например, во Франко-испанском фильме 2011 года «Эскалация» (по всей видимости — зла), где Елена Сергеевна в финале убивает Володю, как некая «древнегреческая» трагическая героиня.

****

Кстати, о возникающей ассоциации с Антигоной. Это, конечно, просто «красивая» придумка «ученого» Володи, поскольку реакция на ту ситуацию, в которую ученики ставят Елену Сергеевну, вполне по-человечески понятна и естественна (для «старого» мира), в котором нравственные принципы еще не совсем убиты всевозможными компромиссами с совестью и «вседозволенностями». Сейчас, когда в центр мира поставлен не Бог и даже не человек, как в эпоху гуманизма, а ничто, — отстаивание нравственных и тем более религиозных ценностей вызывает либо насмешку, либо враждебность и даже ненависть.

****

Мой драматургический путь, начавшийся в самом конце 70-х годов, закончился в начале 2000-х изданием двухтомника пьес и тысячами постановок в разных театрах страны и за рубежом. Я полагала поставить на этом точку. И действительно, изменившееся время и изменившаяся я, потребовали иного, если угодно, более глубокого и масштабного осмысления действительности. В последующее десятилетие я написала две большие книги (романы) «Русский остаток» (2010) и «Апостасия» (2016). Первая книга охватывает весь двадцатый век, представленный в трагических судьбах нескольких поколений русских людей вплоть до сегодняшнего дня. В «Апостасии» мне было интересно исследовать и проследить духовные причины, приведшие страну к катастрофе всемирного масштаба — падению Третьего Рима… Еще один последний поворот в писании и жизни я проживаю сейчас, но говорить об этом ещё  преждевременно.

Премьера спектакля «Дорогая Елена Сергеевна» (реж. В. Жуков) состоится в онлайн - режиме на нашем сайте в День Театра, 27 марта в 19.30. Посмотреть спектакль можно будет только в указанное время, единожды.

Дорогие друзья, виртуальные двери «Сатирикона» открыты для вас из любой точки мира!

Упоминающиеся спектакли

  • http://school-raikin.com
  • Звезда театрала
  • Культура. Гранты России.
  • РИАМО
  • https://dryclean.ru/

   Противодействие коррупции  


cultrf.png