Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

ПО ДОРОГАМ ВОЙНЫ. Часть 3

ПО ДОРОГАМ ВОЙНЫ. Часть 3  - фотография

Фронтовая летопись «Сатирикона»

Продолжаем цикл еженедельных публикаций  «По дорогам  войны», посвященных 75-летию Победы. В большом материале в шести частях мы представляем фронтовую летопись «Сатирикона». Последняя часть будет опубликована 9 мая.

Часть 3. На Дальнем Востоке (1942г.)

По возвращении в Ташкент Аркадий Райкин фактически стал художественным руководителем Ленинградского театра миниатюр. В этот момент коллектив поступил в распоряжение политуправления Военно-Морского Флота и получил направление на Дальний Восток. Все должностные изменения и назначения стали следствием того, что бывший директор театра М. Янковский в силу своего возраста и состояния здоровья поехать в эту длительную поездку не смог, поэтому Аркадий Райкин, давно являвшийся творческим лидером коллектива, подтвердил свое право возглавить театр.

Маршрут театра из Ташкента во Владивосток пролегал через крупнейшие центры Сибири и выглядел следующим образом: Ташкент – Джамбул – Фрунзе – Алма-Ата – Семипалатинск – Барнаул – Новосибирск – Томск – Красноярск – Иркутск –Улан-Удэ – Наушкино (граница с Монголией) – Амурск – Хабаровск – Ворошилов (ныне Уссурийск) – Владивосток. Расстояние более 8,5 тыс. километров. По дороге давали спектакли в крупных центрах:  Хабаровске, Барнауле, Красноярске, Томске. Особый успех сопутствовал коллективу в Новосибирске, где театр миниатюр был уже не впервые.

large-18 апр 2.jpg

За несколько месяцев объехали огромный Дальневосточный край. Жили в специально отведенном театру вагоне, который прицеплялся к  разным железнодорожным составам. Выступали на самых отдаленных пограничных заставах, куда добирались в кузове грузовиков, а порой гужевым транспортом – на телегах и лошадях. Много было выступлений  на военных кораблях Тихоокеанского флота и Амурской флотилии. Эта долгая и тяжелая поездка была серьезным испытанием коллектива на выносливость, коммуникабельность и ответственность за порученное дело. После окончания этой длительной командировки, театр был отозван в Москву, где в помещении столичного театра  «Эрмитаж» дал итоговый спектакль под названием «В гостях у москвичей».

Как и прежде Аркадий Райкин вел конферанс, покорял публику своей органичностью и обаянием. Из старого репертуара читал «Рассказ о Мишке»,  сатирические зарисовки докладчика-звонаря, жеманного молодого человека и некоторые другие. Все это с прежними трансформациями, так любимыми  зрителями. Были и новые сатирические персонажи, подсказанные поездками и временем. Ну и, конечно, по-особому прозвучал в этой программе уже известный и любимый зрителями фельетон «Невский проспект». Он был отмечен критиками как один из лучших номеров представления. Не отставала от своего лидера и остальная труппа. Номера в исполнении талантливых артистов отличались злободневностью содержания, бытовая сатира по-прежнему занимала значительное место в спектакле.

Необходимо отметить, что в этой московской программе было много вставных эстрадных номеров. С хореографическими композициями выступали лауреаты 1-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады Нина Мирзоянц и Всеволод Резцов, а также талантливые танцоры Мария Понна и Александр Каверзнев. Очень важно упомянуть, что в этой же концертной программе Ленинградского театра миниатюр приняли участие К. Шульженко и джаз-ансамбль В. Коралли.

После успешного выступления в Москве Аркадий Райкин, как руководитель театра, добровольно попросил направить его с коллективом на фронт в действующую армию. Ленинградская филармония, как вышестоящая организация, идя навстречу этому пожеланию, зимой 1942/43 гг. направляет коллектив  в статусе фронтовой бригады на Кавказский фронт.

(Читать продолжение. Часть 4) 

Юрий Кимлач, исполнительный директор Фонда
поддержки и развития культуры имени А. И. Райкина

18.04.2020