Официальный сайт театра
Российский государственный театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина
Касса 12:00-20:00 (обед: 15:00-16:00) +7 (495) 689-78-44
Отдел продаж 09:00-18:00 +7 (495) 689-78-54
Версия для слабовидящих

Поздравляем Юрия Бутусова с юбилеем!

Поздравляем Юрия Бутусова с юбилеем!
24 Сентября 2021

«Сатирикон» поздравляет с 60-летием одного из самых любимых своих режиссёров! Дорогой Юрий Николаевич, будьте здоровы, счастливы, всегда возвращайтесь к нам, ставьте у нас, мы Вас ждём и дорожим нашей дружбой, работой, родными чувствами!

         Хорошо известно, что московский путь режиссёра Бутусова начался именно в «Сатириконе» постановкой спектакля «Макбетт» в 2002 году. Всего мы встречались в работе пять раз, и многие называют сотрудничество Бутусова именно с сатириконовской командой одним из самых интересных в его сценических поисках. Сейчас мы на пути к новой, шестой совместной премьере: 28 и 29 декабря состоятся первые показы версии «Ревизора» Н. В. Гоголя в постановке Юрия Николаевича. 

Константин Райкин: «Сейчас мы находимся в состоянии работы, причем, как это часто бывает с Юрой Бутусовым, я даже не могу сказать, какой работой мы занимаемся – это тоже вопрос. Я испытал уже весь диапазон чувств, который вообще возможен: от дикого раздражения, возмущения, почти бунта и почти ненависти до ощущения любви, нежности и безумного интереса! Я отношусь к тем людям театра, которые гораздо больше любят играть спектакли, а меньше любят репетиции. Но вот это редкий случай, когда так интересно всё, что происходит у нас на так называемых репетициях! Потому что даже репетициями это нельзя с полным правом назвать. Это вообще – как часто бывает у Бутусова – неизвестно что. Какое-то времяпрепровождение. которое с большой приблизительностью можно назвать репетициями. Это разговоры про жизнь, в которых Юра проявляется так интересно, так неожиданно, так многогранно и собой провоцирует интереснейшие ответные проявления. В какой-то момент я забываю о том, что у нас назначена премьера, день, конкретные сроки. Он отбирает у меня самые мои главные навыки. Я всё-таки знаю, что я художественный руководитель, что я артист, что я дружу со временем, что я конкретный человек с довольно объективным взглядом на реальность. Вот это всё, что я люблю в себе, он у меня отбирает и заставляет невольно любить совсем другое, что я не люблю, вроде. Он меня как-то перекапывает. Он заставляет меня с самим собой спорить. К нему невозможно привыкнуть и его почти невозможно определить. Он неуловим. И я хотел бы, чтобы он как можно дольше присутствовал в моей жизни». 

Ни один спектакль Юрия Бутусова в «Сатириконе» не выходил без того, чтобы не быть принятым сначала в штыки. Причем, это и самые безоговорочно успешные с первых прогонов спектакли. Ради интереса мы решили оглянуться и вспомнить, как принимала пресса первые премьеры «петербуржца» Бутусова в Москве. Осторожно, это токсично, но очень любопытно, поучительно и даже весело!

МАКБЕТТ, 2002 /  постановка шла с огромным успехом с первых показов и была признана одной из лучших в сезоне среди спектаклей большой сцены /

  • Глубин в «Макбетте» нет. Есть сарказм, ирония, стеб буффонады. Как сказано в другой трагедии Шекспира, «из ничего и будет ничего». И потому победа Бутусова в данном случае – это все же призрачная победа. / «Время новостей» /
  • Спектакль Юрия Бутусова оставляет впечатление яркое, но отнюдь не освежающее… О таком спектакле интереснее думать и писать, чем смотреть его. /«Иностранная литература» /

  • Бертольд Брехт, помноженный на братьев Гримм. В результате получился Евгений Шварц, только уж для взрослых и абсолютно не смешной. / «Новые известия» / 

РИЧАРД III, 2004 / легендарный спектакль, обладатель «Золотой Маски» Константину Райкину за лучшую мужскую роль в сезоне 2004-2005 / 

  • Все уже было, и отмахнуться от этого факта невозможно. Бутусов ставит не историческую хронику и не трагедию, а трагифарс. Без пафоса, без глубины, без хрестоматийного серьеза. / «Культура» /
  • Единственная проблема бутусовского спектакля в том, что он – модный, стильный и абсолютно форматный. / «Русский курьер» /
  • В какой-то момент остроумно и талантливо представленный фарс должен был перерасти в трагедию… Но не перерос, не дотянулся, захлебнувшись игрой… Самое обидное, что и Райкин, и Бутусов были вполне к ней готовы, им не хватило какого-то чуть-чуть, чтобы одолеть эту вершину. / «Итоги»

КОРОЛЬ ЛИР, 2006 / премия «Золотая Маска» Константину Райкину за лучшую мужскую роль в сезоне 2006-2007 /

  • На сей раз новая версия шекспировской трагедии в конце концов "уходит", так и не разъяснив своих намерений… / «Коммерсант» /
  • Петербургский выдумщик Юрий Бутусов по обыкновению нагородил с три короба всяких фокусов, а стянул их меж собой как-то наспех, бойко, однако не вполне уверенно… Бутусов любит зрителя развлекать, делать спектакль так, будто поминутно вытаскивает кролика из кармана. Однако же кролики у него то и дело норовят разбежаться… / «Ведомости» /
  • В «Лире» Бутусова нет ни ясного социального посыла, ни ответа на вопросы, где и когда происходит действие. Но в нем нет и психологических мотивировок… Трагедия «Король Лир» требует определенного уровня осмысления. Осмысления у Бутусова нет, есть отдельные, не связанные друг с другом придумки — «виньетки ложной сути». /«Известия» /
  • Премьера «Короля Лира» в «Сатириконе» с Райкиным в роли безумного монарха оглушила музыкой, беготней и Лиром, похожим на хасида. Бутусов теперь совершенно не похож на того, кто ставил в Питере нервные, «актерские» спектакли. Теперь для его постановок, полных громкой музыки и движения, художник куда важнее, чем актеры, и каждое из его представлений вспоминается, прежде всего, как череда эффектных картинок. Они прокручиваются перед глазами красиво и бессмысленно, как шестеренки на холостом ходу, пока одна из них почти случайно к финалу вдруг не зацепит другую. И тогда, оглядываясь назад, кажется, что всё произошедшее имело смысл. / Газета.ru /
Так воспринимали непривычный сценический язык Юрия Бутусова критики тех лет. Но более поздние спектакли «Чайка» и «Отелло», которые сейчас идут в репертуаре «Сатирикона», видимо, попали уже на «взрыхлённую» почву общественного интереса, избежали предвзятой реакции и с первых показов были окружены большим нежнейшим вниманием и любовью, в том числе прессы.

Ближайший «Отелло» Бутусова в афише «Сатирикона» – 24 октября.
 

Упоминающиеся спектакли

Архив спектаклей

  • http://school-raikin.com
  • Ваш досуг
  • thevanderlust
  • Эксперт
  • Москва ФМ
  • snob
  • TimeOut
  • Культура. Гранты России.
  • https://dryclean.ru/
  • Бинокль
  • Телеканал МИР

   Противодействие коррупции  


cultrf.png