Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

Театр «Сатирикон» отвергает обвинения в свой адрес

Театр «Сатирикон» отвергает обвинения в   свой адрес - фотография


Москва, 1 декабря 2017 г. – В последнее время в СМИ звучат обвинения в адрес руководителей Российского государственного театра «Сатирикон» имени Аркадия Райкина, Художественного руководителя театра Константина Райкина и Директора театра Анатолия Полянкина. Театр категорически не согласен ни с одним из этих обвинений и считает необходимым изложить свою позицию по существу.

«Новый «Сатирикон» - дело всей моей жизни. Это действительно Дом для труппы нашего театра, будущее для студентов театральной школы и, самое главное, - театр мирового уровня для зрителей» - заявил художественный руководитель театра Константин Райкин.

•      Обвинения руководителей театра в стяжательстве, коррупции, конфликте интересов, неэффективном использовании бюджетных средств абсолютно не обоснованы и не получили подтверждений.

С октября 2016 года Прокуратурой РФ было проведено шесть проверок. Последние две проверки прошли в октябре 2017 года. По всем их результатам нам было предъявлено прокуратурой только одно требование, и то через несколько дней оно было отозвано. Самим Министерством были проведены четыре собственных проверки. Также, с января по октябрь 2017 года нам было предъявлено около 20 претензий к проведению нами закупок по 44 ФЗ и 223 ФЗ. После всех их тщательных проверок с участием Федеральной Антимонопольной Службы России нарушения подтвердились лишь в двух из всех претензий. Оба нарушения устранены. И наконец, по итогам комплексной проверки Министерства культуры финансово-хозяйственной деятельности театра за 2013-2016 годы нами был подготовлен План по исправлению замечаний. В этом Плане мы расписали сроки исправлений по каждому замечанию. По пунктам, относящимся к 2017 г., этот План выполнен, и мы получили премию за выполнение госзадания за первый, второй, третий и четвертый кварталы 2017 года.

Руководитель московского театра «Сатирикон» Константин Аркадьевич Райкин занимается исключительно творческой и преподавательской деятельностью. Помимо руководства театром, Райкин руководит Высшей школой сценического искусства, которая работает в значительной степени за счёт благотворительных пожертвований, не является и не будет являться источником дохода. Вопреки часто распространяемой информации, Константин Райкин не владеет никакой долей в торговом центре "Райкин плаза" и не имеет отношения к его деятельности. В соответствии с соглашением сторон, использование владельцами ТЦ фамилии "Райкин" позволило привлечь средства на строительство здания Высшей школы сценического искусства, которая успешно работает в настоящее время.

•      Строительство будет завершено в согласованные сроки (конец 2019 г).

На начальном этапе проекту пришлось преодолеть целый ряд сложностей – смену соинвесторов в условиях кризиса 2008-2009 г., необходимость переоформление проектной документации в связи со вступлением в силу Градостроительным кодексом РФ, требование об оформлении ГПЗУ. В 2015-2016 гг. были проведены подготовительные, демонтажные и грунтовые работы. В настоящее время проводится дополнительная работа по приведению проекта в соответствие с техническими требованиями, связанными со строительством третьего пересадочного контура метро непосредственно под старым зданием театра.

•      Все отношения с партнерами и подрядчиками театра абсолютно прозрачны, соответствуют требованиям законодательства РФ и прошли согласования с соответствующими ведомствами, включая Министерство культуры. Участие руководителей театра в сделках с заинтересованностью было известно Министерству культуры давно и в соответствии с законодательством, и до октября 2016 г. не вызывало никаких возражений.

Художественный руководитель театра К. Райкин и директор театра А. Полянкин действительно входят в число учредителей компании-инвестора в проект по реконструкции и строительству нового здания театра, а также компаний, получавших в различное время заказы театра. Но по законодательству РФ (прежде всего, согласно Федеральным законам «О некоммерческих организациях», «О противодействии коррупции»), сделки с аффилированными структурами или сделки с заинтересованностью сами по себе не запрещены, необходимо лишь в установленном порядке предоставлять уведомления о них в соответствующие государственные органы. Все эти процедуры руководство театра исполняло полностью и в срок, свидетельством чему являются заключения многочисленных проверок и ревизий. Необходимые документы, подтверждающие это, имеются в распоряжении руководства театра и могут быть представлены.

•      Проект по реконструкции театра является примером партнерства между государством и частными инвесторами, в рамках которого весь объем финансирования предоставляется этими частными инвесторами, а государство предоставляет площадку для строительства. По завершении проекта в конце 2019 года, будет создан многофункциональный и, что крайне важно, самофинансируемый театральный центр, а прославленный художественный коллектив наконец обретет настоящий дом.

Первоначально (в 1997-2005 гг.) строительство и реконструкция велись на бюджетные средства в соответствии с федеральными целевыми программами, утвержденными Постановлениями Правительства РФ. Однако финансирование было неудовлетворительным, а к 2005 г. фактически полностью прекратилось. Решением стало перевод строительства театра на условия Инвестиционного проекта (по примеру сегодняшнего частно-государственного партнерства): в качестве инвестора было создано новое юридическое лицо, ООО «Арт-Инвест». Данный подход был принят в 2005 г. на основании заключения Экспертного управления Администрации Президента РФ, при активной поддержке В.В. Путина и Д.А. Медведева. В число учредителей «Арт-Инвест» вошли Художественный руководитель театра К. Райкин и Директор театра А. Полянкин, в целях защиты интересов театра «Сатирикон», а также для привлечения необходимых средств. Все необходимые процедуры в отношении конфликта интересов были соблюдены, и Инвестиционный контракт был заключен 21 апреля 2006 г. Впоследствии были подготовлены и заключены три Дополнительных соглашения, первые два из которых прошли все необходимые согласования с соответствующими государственными ведомствами. Единственное исключение – Допсоглашение 3 от 20 октября 2016 г., которое не было согласовано Министерством культуры. Данное Допсоглашение предусматривает увеличение сметы и сроков строительства в связи со ставшим известным в августе 2016 г. существенным обстоятельством, а именно попаданием участка строительства в техническую зону организации третьего пересадочного контура в районе станции «Марьина Роща». Формальным основанием для отказа стала чисто техническая – и совершенно очевидная – ошибка в графиках проведения работ.

•      Театр получает субсидии от государства, но делает все возможное для получения дохода помимо бюджетных субсидий в рамках арендной модели. При этом, повышение стоимости билетов театр считает неприемлемым – несправедливым по отношению к зрителям и контрпродуктивными с финансовой точки зрения.

Театр работает в условиях аренды с сентября 2015 г. Основная арендуемая площадка – ММЦ «Планета КВН», здание, которое ранее было кинотеатром, а потом казино. Эта площадка была выбрана как из соображений местоположения (близость к историческому зданию театра и Школе), так и исходя из стоимости. Также, спектакли Большой сцены идут в Театриуме на Серпуховке под руководством Терезы Дуровой, а теперь еще и во Дворце культуры МАИ. Конечно, для труппы такой режим крайне сложный. Театр прилагает все усилия, чтобы повысить посещаемость своих спектаклей и, следовательно, доходность. И это получается – посещаемость неуклонно растет, и госзадание на текущий год уже выполнено и перевыполнено. Также, мы привлекаем внебюджетное финансирование, обращаемся за грантами – и в частности, театр стал получателем Президентского гранта. Несмотря на настойчивые указания Министерства повысить цены на билеты, театр продолжает удерживать их, поскольку считает, что повышение цен только оттолкнет зрителей и не позволит достичь желаемых показателей доходности.

•      Несмотря на крайне сложные условия работы, связанные с ведущимся строительством и работой в арендуемых помещениях, показатели посещаемости неуклонно растут.

Показатели посещаемости и доходности театра в 2016-2017 гг. были положительными, с тенденцией к росту. При этом необходимо принимать во внимание, что театр уже третий сезон работает на арендуемых помещениях. И тем не менее, в этот период средняя посещаемость на один спектакль медленно, но росла - от 52% до 68%. Лишь в третьем и четвертом кварталах 2016 года нам удалось довести среднюю посещаемость зрителей на один спектакль до 72-75 процентов. Но уже за первый квартал 2017 года средняя посещаемость достигла 84%. В динамике любого зрительского спроса естественно бывают и взлеты, и падения. Так, например, средняя посещаемость зрителей за первое полугодие 2017 составила 78,6%. А за 9 месяцев, с учетом, что в третьем квартале все летние месяцы, средняя посещаемость упала до 72,8%. А за первую декаду ноября 2017 посещаемость возросла до 80, 2%. При этом, уже на 01 ноября 2017 года театр выполнил и перевыполнил госзадание по всем основным показателям.

«Сатирикон» имеет долгую и славную историю, его руководители и артисты являются лауреатами многих наград и премий. Театр пережил сложные времена, сохранил свое самобытное лицо и узнаваемый, уникальный стиль. Мы уверены, что и нынешние трудности будут преодолены, и уже через два года коллектив обретет постоянный дом. Мы искренне благодарим наших зрителей, наших коллег по театральному цеху и всех неравнодушных людей, которые выражали и выражают нам поддержку. Рассчитываем на конструктивное взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами, включая Министерство культуры.

01.12.2017