Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

Константин Райкин: «Искусство должно отстаивать человека»

Константин Райкин: «Искусство должно отстаивать человека» - фотография

Спектакль «Человек из ресторана» по повести Ивана Шмелева открыл программу Международного Рождественского фестиваля искусств в Новосибирске. Руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин рассказал зрителям, как остаться честным в море унижений и соблазнов и почему театр — жертвенное место.

Худрук театр «Сатирикон» Константин Райкин встретился со зрителями спектакля «Человек из ресторана», показанного на Рождественском фестивале в Новосибирске, где он играет главную роль. Артист выразил благодарность новосибирским коллегам и признался в любви к «Глобусу»:

«Так сложилось, что с этим домом у нашего театра уже личные отношения. Мы привозили сюда много спектаклей, участвовали в Рождественском фестивале. Не посмотрев ни одного спектакля, я могу со служебного входа войти в театр, причувствоваться, принюхаться и довольно быстро сказать, хороший он или плохой, — заявил Райкин. — И глобусовская сцена самая пригодная для „Сатирикона“ среди гастрольных площадок, потому что мы абсолютно нестандартны с нашими декорациями».

«Человек есть мера, а его жизнь — самая большая драгоценность. И в этом — национальная идея»

Повесть «Человек из ресторана» была написана в 1911 году и на большой сцене «Сатириконом» поставлена впервые. Герой Райкина — официант, прислуживающий богатым господам. Его трагедия простого человека, сражающегося с жизненными коллизиями, но не теряющего благородства, особенно рифмуется с современностью, считает артист.

«Поставить пьесу было предложением режиссера Егора Перегудова. С произведением тогда я познакомился впервые, и текст сразу пронзил. Оно про то, как в море унижений, соблазнов и искушения, давящего и принижающего человеческое достоинство, остаться честным и это достоинство сохранить. — поделился Райкин. — Пушкин, Лермонтов, Достоевский говорят о том, что человек есть мера, а его жизнь — самая большая драгоценность. И в этом — национальная идея вообще. Искусство должно отстаивать человека, вот почему мне дорога эта повесть».

Актер считает, что на сильном спектакле зрители меняются, и неважно, с каким багажом личных качеств они пришли в театр.

«Рядом сидят честные и нечестные, жадные и щедрые, но если спектакль правильно сделан, зрители сливаются в единое целое, в этот момент их не смущает, что они одинаково крутят головой, люди абсолютно подключены, в них бог просыпается, — уверен Райкин. — Потом выйдут после спектакля — забудут, опять вернутся в свое состояние, но театр — „духовная баня“, которая должна быть регулярной».

Руководитель «Сатирикона» попросил не задевать болезненную тему о конфликтах вокруг театра (речь идет о конфликте Константина Райкина с министром культуры Владимиром Мединским — прим. Тайги.инфо): «Меня проткнуть несложно: столько несправедливости и лжи получаю в свой адрес, что просто нахожусь в недоумении. Сразу скажу, что никаким бизнесом никогда не занимался, всю жизнь имею только два источника благосостояния — концертная деятельность и театр. И это не сумасшедшие деньги, как можно подумать. Увы, эта ситуация — одна из „гор лжи“, которую активно используют некоторые СМИ».

«Столько несправедливости и лжи получаю в свой адрес, что просто нахожусь в недоумении»

На встречу с режиссером пришли и студенты вузов и театральных училищ. Райкин руководит курсом в школе-студии МХАТ и поделился своими методами работы с актерами.

«У любого актера много искушений, из нашей профессии уходит трепетное ученичество, способность рисковать, человек начинает зарабатывать деньги. А инструмент, на котором играют все, обязательно будет расстроен, — объяснил он. — Всегда спрашиваю своих студентов, зачем они прошли такой жесткий конкурс. Я устраиваю даже не три тура, а пять, долго мучаю. Они же абсолютно не умеют разговаривать, начинают что-то невнятное мычать, плакать. Вот, что главное. Не „хочу быть знаменитым“, а это мычание. Каждую неделю студенты обязательно пишут сочинения о самых сильных впечатлениях за прошедшие дни, без текста не пускаю в класс. Потом начинают это любить. У них же один талант, и больше ничего».

Но одного таланта, по словам Райкина, недостаточно — важен характер будущего актера.

«Я сейчас набрал курс и уже вижу, что пару раз ошибся. Но с теми, в ком ошибаюсь, как правило, быстро расстаюсь. У ребят потом складывается прекрасная карьера, они начинают сниматься. Прямо стыдно сказать, кого я выгнал. Достаточное количество знаменитых артистов. Можно в кино капризничать, а для театра нужна воля. У меня спартанские условия. Я очень добрый, но диктатор. Театр — это такое маленькое жертвенное место, которое тесно связано с понятием любовь».

Оригинал статьи


Издательство: Тайга.инфо Автор: Ирина Беляева 13.12.2017

Спектакли