Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

Лика Нифонтова: «Сниматься у Сергея Урсуляка – счастье»

Лика Нифонтова: «Сниматься у Сергея Урсуляка – счастье» - фотография
Лика Нифонтова больше 30 лет работает в московском театре «Сатирикон». Других театров в ее жизни не было. Снимается в кино. Вырастила дочку – молодую, но уже известную актрису Дарью Урсуляк. Хотя, как утверждает сама Нифонтова, в доме ни она, ни отец Дарьи Сергей Урсуляк, не хотели, чтобы дочь пошла по их стопам…
 
– На встрече со зрителями Сергею Урсуляку сказали: «Как жаль, что вы так мало снимаете свою жену». Но все равно вам завидуют: «Повезло же – стать женой режиссера!»
– Действительно, повезло. Сережа очень хороший режиссер, и мне повезло, что я снимаюсь у него, а не просто «у мужа». Огромное счастье с ним работать. К сожалению, я не во всех его картинах играю. Он не занимает меня, когда не видит для меня роли. Знаете, как я попала в «Тихий Дон»? Сережа уезжал в большую экспедицию в Вешки, я его собирала. Обычно стараюсь ездить с ним, перенести маленький дом туда, где он снимает кино, чтобы ему было уютно, спокойно. Все время находиться с ним не могу – у меня тоже работа, театр. И тут звонок: заболела актриса на маленькую, эпизодическую роль. Вторая – занята в театре. Сергей сам выбирает каждого человека, даже эпизодника, даже стоящего в массовке. У него нет проб, он общается с артистами. И пришлось мне сыграть эпизод во второй серии, когда Наталью готовят к свадьбе.
 
– Урсуляк ведь из актеров. Те, кто у него снимались, говорят, что он очень любит артистов, его называют «актерским режиссером»…
– Когда я в 21 год после училища поступила в труппу «Сатирикона», Сергей уже был ведущим артистом, много играл, работал с Аркадием Исааковичем Райкиным, потом в театр пришел Константин Аркадьевич. Мы встречались с Сережей в одних спектаклях.
 Когда он играл Полибия в спектакле «Геркулес и авгиевы конюшни» по Дюрренматту, я так смеялась, что на две недели раньше срока родила нашу дочку Дашу! Он потрясающий комедийный актер, невероятно смешной. Но по характеру – не артист, я видела, что он хочет быть режиссером. Не сразу это получилось, были две неудачных попытки поступить во ВГИК. Потом его приняли на Высшие режиссерские курсы, учился у Владимира Мотыля, ушел из театра.
 
На площадке  Сергей очень точно показывает артистам, как надо сыграть, а не объясняет. Почему он не делает пробы, а общается с артистом? Ему надо понять, его это артист или нет, смогут ли они пойти с ним в длинное плавание, которое длится год.
 
– Недавно вы были членом жюри одного из кинофестивалей. Часто бываете в кинотеатрах?
– Я очень обрадовалась, что целую неделю буду смотреть кино – у меня редко это получается. В отличие от театра. В театр мы с Сережей ходим часто. Для него это важно. В его фильмах играют, в основном, театральные актеры. Они не растренированы. Они в хорошей форме и в этом их преимущество перед артистами, которые играют только в кино.
 

 
Когда у меня спрашивают: «Зачем ты работаешь в театре?», я отвечаю: если у меня заберут театр, я буду актрисой без ручек, ножек и головы. Потому что кино – «отжимает» артиста, забирает у него весь накопленный опыт, а театр является как раз очень важной творческой лабораторией – местом, где актер продолжает «тренироваться», работать над своим мастерством. Во всяком случае, таков наш «Сатирикон». Он ведь по своему духу – молодежный театр. Я выхожу на сцену вместе с 20-летними актрисами, и они своей энергией задают такую высокую планку, что расслабляться ты просто не имеешь права. Нужно соответствовать.
 
И, кстати, на экране тоже прекрасно видна «энергоемкость» артиста, его школа. Это очень важно. В театрах Сергей находит новых артистов, молодых, которых не знал. Мы много ходим на студенческие спектакли, и когда он снимал «Тихий Дон», ему нужны были молодые ребята, он увидел их именно в театральных работах. Когда получается, смотрим в Питере спектакли Бутусова, Фокина.
 
– Вы 32 года работаете в «Сатириконе». О другом театре и не мечтали?
– Я вообще человек постоянный, от добра добра не ищу. Не говорю, что мне всё нравится, но главное – мы, безусловно, одной группы крови с Константином Райкиным, смотрим в одном направлении.
 
– А своей занятостью в репертуаре довольны? У вас всего 3 спектакля…
– Мне хватает. У нас вообще немного названий в афише, и один спектакль идет 2-3 раза в месяц. Во многих театрах в репертуаре больше 15 названий, и актеры  играют спектакль один раз в месяц, а то и реже. Это очень трудно, поскольку спектакль в таком случае может «разболтаться», потерять былую легкость…
 
– Ваши героини на сцене – из произведений Шоу, Шекспира, Мольера, Чехова, Островского. И в кино вам предлагают аналогичный материал. А хотелось бы сыграть нашу современницу?
– Если будет интересное предложение – в кино, в театре – я с удовольствием. Сильных современных пьес, к сожалению, очень мало.
 


–Ваша дочь Даша тоже работает в «Сатириконе». Как и вы, окончила Щукинское училище. Актеры обычно против того, чтобы дети шли по их стопам, выбирали эту слишком зависимую профессию. Почему вы не отговорили ее?
– А что толку? Это бесполезно. Она практически закончила историко-филологический факультет Российского гуманитарного университета. Но в 21 год стала поступать в несколько театральных вузов. Поступила на курс Владимира Иванова. На третьем курсе ее отобрали в спектакль Вахтанговского театра «Окаёмовы дни» на роль Машеньки (самого Окаёмова играет Владимир Этуш). Константину Аркадьевичу в «Сатириконе» нужна была Джульетта, он посмотрел многих девочек, позвонил нам: «Прошу, не отговаривайте! Хочу, чтобы Даша работала у нас в театре». И она сыграла Джульетту, и работает в театре, уже несколько премьер вышло. Говорю как есть: я очень не хотела, чтобы первую большую роль в кино Даша сыграла в папином фильме, но так случилось. Правда, до «Тихого Дона» она уже снялась в нескольких картинах, в небольших ролях.
 
– А лично вы легко поступили в Щукинское училище?
– Да. Мне было 17 лет, приехала из Ростова-на-Дону, наивная, не знала, что можно в несколько вузов подать документы.
 
– Кто-то готовил вас?
– Мама и папа не смотрели мою программу, мы так договорились. Мы с мамой приехали в июле в Ленинград, где у нее было много друзей, и попали в компанию, где была актриса Ольга Волкова. Ольга Владимировна спросила, куда я собираюсь поступать, что буду читать. У меня были приготовлены Ахматова, Ахмадуллина, всё серьезно. Но Ольга Владимировна сказала: «Подойди к зеркалу, посмотри на себя. Какая Ахматова, какая Ахмадуллина?! Откуда ты? Из Ростова?» Берет с полки «Поднятую целину» Шолохова и предлагает отрывок: «Читай, как обычно читаешь, со своим говором». Я потом с этим отрывком поступала в ГИТИС, в Щепкинское и Щукинское.
 
– Вы же закулисный ребенок? Мечтали играть на сцене?
– Да, росла за кулисами, мне был близок этот мир. Чем-то другим заниматься даже не думала. Когда ты в этом живешь, все равно все пути ведут в театр. Вот и Даша росла за кулисами «Сатирикона». В концертах, в капустниках ее занимали. Но она выбрала  гуманитарный лицей на Воробьевых горах, и потом, как многие, поступила в университет. На втором курсе я на нее смотреть не могла: вся тоскливая, глаза печальные, юбки длинные, после того, как сходит в театр, настроение портится… Но я не вмешивалась.
Мне кажется, что сейчас она своим делом занимается. Ее работа в театре интересна. А то, что она училась в гуманитарном университете – это такой прекрасный багаж для актрисы!
 
– Нужно ли актеру дополнительное образование?
– Безусловно, это на пользу. Хотя вопрос непростой. Есть примеры, когда актеры не имели никакого образования и при этом слыли гениальными, выдающимися. Я знаю такие случаи (не буду называть фамилии). Абсолютный интеллигент на сцене или на экране, ты ему веришь стопроцентно, но в жизни он может быть, скажем так, неумным или плохо воспитанным.
 
– У вас уже театральная династия?
– Сережа – первый артист и режиссер в семье. У меня папа – очень хороший артист, Алексей Симкович, работал в Ростове-на-Дону. А до этого – в Тбилиси, где еще молодым после войны работал на заводе, занимался в студии при Тбилисском русском театре юного зрителя (там служили Евгений Лебедев, Георгий Товстоногов). Потом папа поступил в труппу театра «СамАрт», в Самаре, сыграл много ролей и поставил несколько спектаклей.
 
У мамы – педагогическое образование, папа служил в ТЮЗах, а она работала с ним в педагогической части детских театров. Я там болталась постоянно, столько спектаклей пересмотрела! Недавно я встретилась на кинофестивале с Аристархом Ливановым. Папа работал с ним в Волгограде, Ростове. «Господи, малышка, девочка!» – раскинул руки Аристарх Евгеньевич. «Малышка!» Он знал меня с 5-летнего возраста. Так приятно, когда тебя помнят.
 
 
– Почему вы были сначала Лианой, а потом стали Ликой?
– По паспорту я Лиана. Моему папе нравилось так называть дочерей: Лиана, Диана. При этом меня все с рождения и сам папа Ликой называют. Даже советовали паспорт поменять. Но я стараюсь по возможности избегать перемен. Наши девчонки – Саша (дочь Сергея Урсуляка от брака с Галиной Надирли. – «Т») и Даша – тоже не меняют фамилии, хотя вышли замуж, но остались с папиной фамилией Урсуляк.
 
– Что бы вы хотели пожелать себе?
– Больше всего я хочу, чтобы близкие были здоровы и счастливы, а в профессии – мечтаю о встрече с интересным, талантливым режиссером.

Оригинал статьи


Издательство: Театрал Автор: Светлана Мазурова 20.06.2016