Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

Умный плут вышел на московскую сцену

Умный плут вышел на московскую сцену - фотография

Вчера 82-й театральный сезон открыл «Сатирикон». Показали премьеру «Плутни Скапена» в постановке Константина Райкина.

Действие истории из XVII века, когда ее сочинил Жан-Батист Мольер, перенесли примерно в 30-е годы XX столетия. События сохранили полностью, только некоторые тяжеловесные отрывки пересказали более понятным для нас языком.

Что касается места действия – это Италия, не Россия, о чем зрителю напоминают. Хотя иногда кажется, что на сцене Одесса, с характерными для ее жителей подколами-шпильками и говорком.

Сценография спектакля внешне та же, что и в постановке Константина Райкина по пьесе Мольера «Лекарь поневоле». Возможно, эти спектакли позже будут играть подряд, собирая «Два Мольера» в один вечер. В «Плутнях Скапена» центральный элемент декорации – ударная установка, которая становится чем угодно – от зонтика до турецкой галеры. Смене локаций в воображении помогает музыкальное сопровождение трио, благодаря которому на сцене оживают то цыганский табор, то гангстерские разборки. В нужные моменты атмосферу задает ритм, отстукиваемый артистами на барабанах.

Кстати, у многих персонажей здесь по два исполнителя – составы будут чередоваться от спектакля к спектаклю. У Артема Осипова, который играет Скапена, в чьей роли когда-то выходил сам Мольер, герой получился достоверно-проникновенный, отрывисто-уморительный и дерзко-решительный. Кажется, нет задачи, с которой он не справится. Его плутни хоть и остры, но из благих намерений, хоть и насмешливы, но беззлобны. Еще одного персонажа по имени Аргант – почтенного отца семейства – сыграл Григорий Сиятвинда. Герой получился волнующим: то вспыхивает и искрит, то смягчается и растекается. Главу другого дома – Жеронта – играет Денис Суханов. Этот артист неузнаваем в каждой роли – кажется, в нем меняется не только взгляд, но и само дыхание. Его персонаж из мягкотелого скупердяя превращается в разъяренного мстителя. Конечно, на сцене есть и любовная линия, на которую нанизаны все события. Здесь две пары, обе странные и по-своему гармоничные.

Изящное ретро, шумная удаль, четкий речитатив, необычные превращения – все раскрывает мольеровский сюжет. В результате зритель видит цельный спектакль с концертными элементами. В нем смех разливается рекой, скрывающей камешки серьезных и актуальных вопросов. Приятный вечер любителям умных комедий гарантирован.


Издательство: Вечерняя Москва Автор: Татьяна Еременко 27.08.2020

Спектакли