Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

В «Сатириконе» исследуют бунт и несвободу Хармса

В «Сатириконе» исследуют бунт и несвободу Хармса - фотография

31 мая и 1 июня московский «Сатирикон» покажет премьеру спектакля Гоши Мнацаканова «Елизавета Бам». Первые показы пройдут на сцене Центра имени Мейерхольда.

«Елизавета Бам» Гоши Мнацаканова по одноимённой пьесе Даниила Хармса станет продолжением лаборатории «Дебюты». Напомним, она стартовала летом 2021 года, когда студентам выпускного курса режиссёрского факультета ГИТИСа (мастерская Сергея Женовача) была дана возможность создать эскизы спектаклей с участием любых артистов «Сатирикона». Продолжением этих работ станут репертуарные спектакли — так, в феврале Александр Локтионов выпустил премьеру «Дамы с собачкой» (на сцене Центрального дома актёра). Помимо постановок Локтионова и Мнацаканова, в планах «Сатирикона» — «Двенадцатая ночь» в версии Мурата Абулкатинова.

Для режиссёра Гоши Мнацаканова «полнометражная» версия «Елизаветы Бам» не будет дебютом в строгом смысле слова — в начале сезона он уже поставил в «Школе драматического искусства» фантазийный вариант «Дамы с собачкой» и других текстов Чехова, спектакль «Собака с дамочкой». «Елизавета Бам» в «Сатириконе» тоже не будет замыкаться на одном тексте Хармса и даже на его сочинениях как таковых: по словам Мнацаканова, более всего его занимает личность их создателя. Поэтому частью «режиссёрской фантазии», как охарактеризован будущий спектакль на сайте «Сатирикона», будут «жизнеописания» Хармса, а сам он станет действующим лицом этого трагифарса (жанр постановки). «В центре свободного режиссёрского исследования — художественный бунт самого загадочного отечественного абсурдиста», — говорится в официальном анонсе.

Важна для Мнацаканова параллель между двумя арестами, сопоставление события-завязки «Елизаветы Бам» и судьбы самого Хармса, а также исследование внутренней несвободы художника, которая кажется режиссёру вневременной темой. Будущей премьере он предпослал следующий текст: «Хармс — автор для меня совершенно новый и открытый мной совсем недавно. Хотя в Санкт-Петербурге его дом и мой находятся рядом. Вся его „детскость“ и алогизмы пропитаны ужасной болью, безграничным чувством несвободы, которое он ощущал от всего вокруг, начиная с низкого, дождливого, серого неба, заканчивая НКВД. Я не могу понять, почему и отчего такие прекрасные и великие люди, настоящие творцы, погибают как последние собаки в холодной клетке? Хотя сколько у Хармса на этот счёт смешных рассказов… Юмор — очень важная составляющая этого автора, я бы даже сказал, незаменимая. И я пытаюсь с каждой репетицией проникнуть в его структуру юмора, не всегда понятную нынешнему зрителю, людям, которые не жили в те времена, понять его природу. Что это был за человек? Отчего был такой чудной? Любил ли он курить трубку? Может, он был просто сумасшедший, а может, просто шедший с ума? Или даже умасшедший? Или шедшумас? Вот такой вот Хам рс. Хам-с Хармс. В общем, Советую и Бам постараться понять Хармsa. Это 8сё о4ень ин3ересно».

Мнацаканов работает над премьерой не только как режиссёр, но и как автор сценографии, причём его соавтором в качестве художника стал актёр Антон Кузнецов, исполнитель главных ролей (Елизавета Бам и Даниил Хармс). Также в постановочной группе художник по свету Михаил Глейкин.

Помимо Антона Кузнецова, в «Елизавете Бам» заняты артисты Анастасия Войтович (Пётр Николаевич и Елизавета Бам), Софья Щербакова (Иван Иванович и Пётр Николаевич), Ярослав Медведев (Старуха, Рыцарь Таракан и Монах) и Полина Райкина (Папаша).

Оригинал.

Издательство: Журнал Театр Автор: Елена Алдашева 25.04.2022

Спектакли