Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

Константин Райкин пообщался со студентами в Петербурге

Константин Райкин пообщался со студентами в Петербурге - фотография

Встреча с художественным руководителем «Сатирикона» Константином Райкиным прошла 4 ноября в рамках молодёжного проекта «Встречи на продюсерском» на Моховой. Два часа яркой, плотной, сверханшлаговой беседы со студентами и преподавателями петербургского театрального института прошли в знаменитой 51 аудитории ЛГИТМиКа (ныне РГИСИ), где с 1989 года располагается мастерская известного театрального педагога и режиссёра Вениамина Михайловича Фильштинского. 

РГИСИ – старейший театральный вуз страны – в этом году отмечает 245-летие. Когда-то его окончил и основатель «Сатирикона» Аркадий Райкин, он учился в мастерской Владимира Соловьева – режиссера, знатока итальянской commedia dell’arte и театра Мольера, ближайшего помощника и соратника Вс. Э. Мейерхольда.

Поговорили про характер и талант, обучение театральному делу и отличительные качества современных студентов, про спектакли «Сатирикона» и репетиционный процесс. Прозвучали истории про Аркадия Райкина и Всеволода Мейерхольда, Осипа Мандельштама и Юрия Бутусова, острые наблюдения за жизнью. 

Несколько цитат из выступления Константина Аркадьевича: 

•   «Сатирикону» 85 лет, когда-то его создал Аркадий Райкин, и это был театр эстрадных принципов. Но очень важно, что папа имел образование драматического артиста, ему был привит какой-то точный уровень вкуса. Свое вдохновение он черпал не из эстрады, а из драматического театра, из живописи, из симфонической музыки. Его в своё время приглашал к тебе в театр Всеволод Эмильевич Мейерхольд, которым папа, наблюдая его в репетициях, был совершенно очарован и загипнотизирован. Но художественный руководитель Владимир Соловьев сказал: «Это будет неверная дорога. Тебе надо идти на эстраду».

•  В 80-е миниатюра как театральная форма уже не вмещала в себя всю сложность жизни, которая возникла при Перестройке. Назывательная сатира уходила: недостаточно стало просто назвать белое белым, а черное черным. И поэтому с благословения папы театр стал развиваться не в эстрадном, а в драматическом направлении и был переименован в «Сатирикон». 

•  Я в молодости не думал, что буду работать вместе с папой в одном театре. Потому что, если хочешь, чтобы твой голос услышали, не надо петь рядом с Карузо. Надо отойти в сторонку и петь там. Так что десять лет я сначала работал в «Современнике». 

•  Но в какой-то момент понял, что мне нужно попытаться сделать свой театр. И понял, что могу это сделать только на территории своего отца, пользуясь своими сыновьими возможностями. Мысль не без хитрости, но это правильная мысль. А зачем меня Господь сделал сыном Аркадия Райкина?

•  Не знаю, как вы, но я все время чувствую, что от меня чего-то хотят, наблюдают за мной. Как будто ты бежишь кросс, а Господь выставляет тебе препятствия и смотрит, как ты их преодолеешь. И дальше либо награждает, либо наказывает. Поэтому от тебя в жизни зависит очень многое. 

•  Талант – это никакая не константа. Потому, что это – божий дар. И Господь очень ревниво следит, как ты этим даром распоряжаешься. И бывает, ему не понравится, как ты с его даром обходишься. Он возьмет тебя – исполовинит. А потом ещё. А потом вообще отберёт талант. Так бывает.

•  Артист должен быть наблюдательным. Хваткий глаз, хваткое ухо. И при этом с фантазией. А она тоже плохо развита у студентов сейчас. Воображалка не работает. Потому что мало читают. У современного студента высокий уровень невежества. 

•  Я не работаю с лентяями. Считаю, что лентяй театральным артистом быть не может. Римас Туминас сказал: «Никакой талант не спасёт, если нет вкуса». А вкус – это вещь вырабатываемая, воспитываемая. Если даже очень одарённый человек ленив, он этого не достигнет.

•  В уставе Щукинского училища было написано, что в этюдах по теме «Я в предлагаемых обстоятельствах» студент «должен выявлять лучшие стороны своего «я». А что делать с худшими? Ведь это исповедническая профессия актёрская. А если это двойной, тройной этюд? Встречаются в этюде один артист с лучшими сторонами своего «я» и другой с еще более лучшими сторонами своего «я». И ещё третий! И начинается что, борьба хорошего с прекрасным? Так создаются чудовищные фальшивые ситуации. 

•  Например, этюд «Субботник в общежитии». С благостными счастливыми лицами бодрые студенты моют окна, напевая песни из молодости педагога. 

•  Искусство совершенно необходимо для того, чтобы человек был человеком. К сожалению, большое количество людей живет животной жизнью. Они пользуются головой, потому что они ею едят, смотрят (но не видят), слушают (но не слышат). Надо «научаться» самостоятельно мыслить, надо «научаться» пользоваться мозгами. Тогда нам не страшна никакая пропаганда. 

•  Мне режиссура Юрия Бутусова напоминает поэзию Мандельштама. Потому что он позволяет себе менять образную систему внутри одного произведения много раз. Это то, что мне кажется неграмотным и непозволительным делать, с точки зрения театрального ремесла. Нельзя допускать невнятную образную систему. Нельзя внутри одного произведения играть сначала в футбол, а потом садиться за шахматный стол. Юра это делает постоянно, меняет правила игры внутри одного спектакля много раз. Но поэзия Мандельштама – это одно дело, а тут режиссёр имеет дело с живыми актёрами и живой публикой. Но он неизмеримо талантливый человек. Поэтому всё в его случае освещено результатом, обратным светом.

Видеозапись встречи будет доступна. Следите за нашими обновлениями.

Текст и фото: Екатерина Купреева

05.11.2024