Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

«Мы так радовались, что она прозрела!» В Райкино посмотрели «Огни большого города»

«Мы так радовались, что она прозрела!» В Райкино посмотрели «Огни большого города» - фотография

Чаплин по-прежнему предельно демократичен – это было в который раз так очевидно и так трогательно на совместном с Константином Райкиным просмотре фильма «Огни большого города» и обсуждении после картины. К зрительским микрофонам стояли длинные очереди, люди от мала до велика много и интересно высказывались, и особенно непосредственно и многогранно, по зову души, говорили дети. 8 октября в кинотеатре «Октябрь» прошла новая встреча «Райкино» в рамках совместного проекта «Сатирикона» и Каро.Арт.

       Фильму «Огни большого города» про бродягу и слепую девушку, торгующую на улице цветами, почти сто лет. Чаплина любят и понимают до сих пор, потому что это объективно великая киноклассика. Все знают его котелок и тросточку и показывают его потрясающую походку. А Константин Аркадьевич признался, что очень волновался, готовясь именно к этой встрече: «Для меня Чарли Чаплин – это, знаете, как… Если кто-то про него что-то плохое скажет, это как будто плохо скажет про меня. Я бы хотел свою любовь к нему передать вам. Заразить вас этой любовью». Отсылки к творчеству Чаплина можно найти во многих спектаклях «Сатирикона», в текущем репертуаре – в «Лондон Шоу» и «Шутниках». Его фильмы очень театральны, театрально-выразительны. Ведь Чаплин пришел в кино из мюзик-холла, выступал на эстраде и знал, что такое сцена. Его фильмы – школа для театра, - считает Константин Аркадьевич.


Дайджест Райкина о Чаплине:

  • Чарли Чаплин – это самый значимый художник в кинематографе ХХ века. Самый главный, принесший самое большое количество открытий. Самая гигантская величина.

  • Чаплин – это детство кинематографа, этого вида искусства. А в детстве человек достигает таких качеств, которых не может достичь потом во взрослом состоянии – по чистоте, непосредственности, взгляду на мир широко открытыми глазами. Ребенок так близко подходит к совершенству, это дает ему возможность по-своему взглянуть на мир и такое что-то сотворить, чего потом он уже не может достичь. Вот в этом фильме тоже есть колоссальная «детскость» взгляда. При том, что Чаплин его делает, уже будучи опытным мастером.

  • Вы понимаете, что он вообще человек эпохи Возрождения. Как Леонардо да Винчи был и художником, и математиком, и кулинаром, и писателем, и поэтом – и он своё живописное искусство сам ставил только на четвертое место. Вот так и Чарли Чаплин – человек Ренессанса. Вы понимаете, что это он написал гениальную музыку к фильму, он создал этот сценарий, он это снял, он играет как главный артист, и он срепетировал всё с остальными артистами. И обратите внимание, здесь ни один актёр не играет плохо, все играют замечательно.

  • Конечно же, этот фильм про него. Потому что он человек с очень тяжелой судьбой. Голодавший, из нищеты вышедший. Это он внес в картину такую доброту и срепетировал её с артистами. И он делал не просто сотни дублей – тысячи! За свои деньги. К этому моменту он был очень богатым человеком и снимал эти немыслимые километры пленки. Он репетировал, снимая. У него не было сценария. Он это творил прямо на съемочной площадке. Искал, как сделать каждую сцену наиболее выразительной.

  • Какие оценки у него, например! Это хрестоматия по актерскому мастерству. Он играет так ярко, но нигде не наигрывает, не жмет. Он естественный как животное. Как он воспринимает всё. Это называется на актерском языке «оценка факта». Например, этот последний кадр – когда он поворачивается, занимаясь как бы другим делом и случайно натыкается на девушку за витриной. Я это пересматривал сотни раз. И вы посмотрите, посмотрите и ещё раз посмотрите. Как это естественно и подлинно сыграно. Сначала взгляд, который останавливается на ней вскользь и хочет пройти мимо. И вдруг он на ней фокусируется, вдруг он её узнает. И как он долго и внимательно, и подробно на нее смотрит. Вы понимаете, что так тогда не играли, это только он играл так.

  • Вы понимаете, что эта девушка, которая играет слепую героиню, она не актриса? Она никогда до этого и никогда после этого не снималась в кино. Это её единственная роль. И он, Чаплин, так был разочарован в ней и так мучился, что хотел переснять весь фильм с другой актрисой. Но всё-таки вернул её. Но как она играет у него! Как она не может удержаться от смеха в этой последней сцене, где наблюдает за ним из витрины! Как он этого от нее добился?! Она же не артистка! И он скрывал от всех способы своей работы с актёрами. Ведь он же играет среди них как партнер, а при этом они играют по его режиссуре. Он с ними с каждым выстраивает все их оценки.

  • Потом, что такое отсутствие звука. Ведь 1931 год – это уже началось звуковое кино. А он всё равно снял немую картину. И он имел смелось заявить о новом фильме, когда уже весь кинематограф переходил к речи, к голосу. Он считал, и в этом есть колоссальная истина, что такое ограничение, отсутствие текста даёт колоссальную выразительность истории на экране. Действительно, когда актер лишен возможности говорить, он особо выразителен. Точное значение имеет его жест, взгляд, поза, пластика. И Чаплин очень не хотел идти на поводу у моды и переходить именно к речи. Звук-то там есть. Он же над речью издевается – помните, как в начале разговаривают эти ораторы?

  • Американцы вообще достигли в своем кинематографическом детстве нескольких таких результатов, которые никогда не будут превышены. Это не только Чарли Чаплин. Хотя, он в первую очередь, конечно. Был еще Фред Астер, танцовщик с фантастическим умением двигаться, достигший абсолютного почти совершенства. Еще был Джин Келли – «Поющие под дождем» – знаменитый фильм. Это топ.

  • Как у Чаплина сделана каждая сцена. Она придумана, докручена по всем деталям. Там нет ни одного кадра пустого, где бы не было какой-то придумки, какого-то фокуса. Нет ни секунды, чтобы не происходило какого-то замечательного трюка, который, конечно, работает на его идею высочайшего божественного гуманизма.

  • Это тема маленького человека. И вообще тема человека как существа, выше которого нет. Свобода, жизнь и личность которого – это и есть самое драгоценное на земле. Это же тема нашего Золотого века русской литературы, наших великих писателей и поэтов. И в этом смысле для меня Чаплин как Пушкин. Такой же позитивный человек, гений из гениев. Очень демократичный.

  • Фильм легко смотрится. Легко, но совсем не примитивно, а очень глубоко. И смотрите, какое по вкусу это искусство. Смотрите, как Чаплин всё время не даёт развиться сентиментальности. Только действие подходит к слюнявому пафосу – он сразу придумывает какой-то трюк, который снижает пафос. Вот он смотрит влюбленными глазами на девушку – только сентимент разрастается – она ему раз в лицо плеснёт из вазы водичкой. И это абсолютно оправдано – она же думала, он уехал, потому что хлопнула дверца машины. А в другой раз он смотрит на неё, стоя на бочке – раз, и бочка опрокидывается. Обязательно возникает какое-то перечеркивание сентимента, какой-то комический элемент, чтобы убрать лишние сопли.

  • Художник отделяет свое сознание от бытия. Ему совсем не обязательно, чтобы понять, как чувствует себя голодный, самому становиться голодным. Он может вспомнить это, он имеет воображение и фантазию. Чаплин большую часть жизни был богатым человеком. При том, что у него были сложнейшие отношения с реальностью. Когда он снял в 1940-м году «Великий диктатор» – это когда Гитлер был в рассвете сил – Гитлер его объявил врагом номер один. А потом, когда он снял очередной фильм, его в Америке стали сильно «прессовать», и тогда он уехал из Америки и жил в Швейцарии. Вернулся только получить «Оскар» за сумму заслуг. У Чаплина очень непростая жизнь была, потому что он был очень отдельный, самостоятельно мыслящий, очень острый художник. Для меня он приближается к понятию «совершенство».

Екатерина Купреева



11.10.2021

Спектакли