ОН БЫЛ ВЕЛИКИЙ ГРАЖДАНИН
Тридцать лет назад не стало Аркадия Исааковича Райкина, знаковой фигуры для культуры нашего Отечества второй половины ХХ века. Он скончался 17 декабря 1987 года.
В нашей стране, богатой именами выдающихся артистов, имя Аркадия Райкина стоит особо. Его творчество сочетало блистательную, сверкающую всеми оттенками смеха комедийность, горькую язвительную сатиру, обострившийся в последний период драматизм, даже трагедийность и, главное – лирику, окрасившую уникальное искусство артиста. И в гневе, и в сочувствии на сцене просматривался сам А.И.Райкин со своим личным, выстраданным отношением к миру и людям.
И дело не только в том, что этот гениальный, истинно народный артист не имел себе равных по популярности, а дело в том, что Аркадий Райкин был ещё и Великим гражданином. Созданный им Ленинградский театр миниатюр всегда соответствовал велению времени. Райкин всегда прислушивался к самым глубинным чувствам своих зрителей и выражал их в своих миниатюрах и монологах, выражал во все времена, даже когда это было делать совсем не безопасно. Каждая новая премьера проходила через тернистые цензурные рогатины, и даже спектакли, шедшие уже много раз, постоянно подвергались придирчивой проверке чиновников от искусства. Да и как могло быть иначе, когда в своих знаменитых монологах : «Зависть», «Лестница славы», «Юбилей», «В Греческом зале…» и других, он разоблачал этих самых чиновников, выставляя их на всенародное посмешище.
Но Аркадий Райкин был не только мастером сатиры. В таких миниатюрах, как «Отец», «Врач скорой помощи» или в новеллах «О любви», «О счастье», артист предстает глубоким лириком.
Во все времена, будь то «оттепель» или «застой» , великий артист оставался самим собой. Его работоспособность была поистине фантастической, «в искусстве нельзя себя жалеть» - утверждал он, безжалостно расходуя свои силы. За полвека сыграно более тысячи ролей сатирических, комических, эксцентрических и лирических. Райкин работал 24 часа в сутки. Каждый спектакль, а играл он ежедневно, артист выкладывался как на премьере, отдавая зрителям всё, о чем думал и чувствовал.
В годы Великой Отечественной войны Ленинградский театр миниатюр во главе с А.И.Райкиным на фронтах исколесил всю страну от Тихого океана до Новороссийска, от Балтики до Кушки. Сам Аркадий Исаакович так сказал об этом времени: «Мне не пришлось воевать самому. Я не стрелял из винтовки по врагам, не выталкивал плечом пушку из болота, не выбрасывался с парашютом, не взрывал мостов и вообще - не совершал никаких подвигов… Я делал своё дело – выступал перед солдатами, матросами, командирами. И нацеливал свои, как принято выражаться, сатирические стрелы туда же, куда целились бойцы, - в фашистов». За участие в ВОВ великий артист был награжден боевым орденом и медалями.
К сожалению, условия советской действительности не дали возможности представить отечественного гения всему миру. Зарубежные гастроли Ленинградского театра миниатюр под руководством А.И.Райкина, начавшиеся лишь в 1956 году, ограничивались странами «народной демократии» – ГДР, Венгрии, Болгарии, Румынии, Чехословакии, Польше, Югославии. Искусство Райкина не знало языковых барьеров. Он выучивал свои номера на языках страны пребывания и этим покорял зрителей. В дальнейшем состоялись выступления в Англии (дважды), Западном Берлине и уже в конце жизни большое турне по США (8 городов). Известный английский критик (газета «Таймс»), посмотревший в Лондоне выступление Райкина , написал: «Подобно Чаплину он может отважиться пройтись по тонкому льду человеческого чувства и не поскользнуться» и поставил гений Аркадия Райкина в один ряд со своим великим соотечественником.
Разумеется, годы брали своё, слабела память, утрачивалась легкость движений, но сохранялась атмосфера единения с залом, на протяжении полувека сопутствовавшая его пребыванию на сцене. Вместе со сменой поколений менялись стили, ритмы, моды, музыка, танцы, - «но таким же, как прежде, остался добрый зритель в девятом ряду» - напевал он в своей прощальной песенке. Не только художественный, но и человеческий авторитет Аркадия Исааковича был столь высок, что он мог от своего лица и от себя самого делиться мыслями с собеседниками-зрителями. Недаром многие годы его интонации, словечки входили в быт народа с упоминанием – «как сказал Райкин!»
Аркадий Райкин создал театр, не имеющий аналогов в богатейшей истории нашего искусства. Под его влиянием в 70-е годы родились театры Геннадия Хазанова, Евгения Петросяна, Романа Карцева и Виктора Ильченко, театр «Микро» Льва Горелика в Саратове, несколько позднее Ефима Шифрина. Заметным явлением в искусстве стали СТЭМы (студенческие театры эстрады и миниатюр), уже более 35 лет собирающие в Казани творческие коллективы на фестиваль «Икариада», носящий имя великого артиста. Во многом благодаря Аркадию Райкину новыми именами обогатилась сатирическая литература; его школу прошли «дежурный по стране» Михаил Жванецкий, Семен Альтов, Михаил Мишин и многие другие.
Аркадию Райкину не довелось увидеть спектакли выросшего «Сатирикона», теперь носящего его имя. Но он как бы вдохнул в него свою душу. И если поначалу театр вызывал любопытство, как некий возрожденный фантом, то скоро благодаря яркому таланту Константина Райкина, унаследованным от отца воле и работоспособности, превратился в один из лучших столичных театров со своим особым репертуаром и художественным лицом.
Аркадия Исааковича Райкина никогда не величали «звездой». Он просто был великим, гениальным артистом, уникальным в своём жанре, в полной мере, наделенный любовью и сочувствием к человеку, что окрашивало его персонажи добротой и печалью. Он был больше чем артист: он был борец за справедливость, заступник простого человека, даривший ему веру и надежду.
Юрий Кимлач
исполнительный директор
"Фонда поддержки и развития культуры имени А.И.Райкина"