Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

«Вечер с Достоевским» ушел в историю

«Вечер с Достоевским» ушел в историю - фотография

13 июня 2019 года в «Сатириконе» в последний раз сыграли спектакль «Константин Райкин. Вечер с Достоевским». Постановка Валерия Фокина по повести Ф. М. Достоевского «Записки из Подполья» ушла из репертуара. Но поклонников этой театральной работы, знаковой для «Сатирикона», обрадует новость о том, что телеканал «Россия. Культура» провел видеосъемку последнего спектакля. Телевизионная премьера состоится в новом сезоне.


Интересная статистика

▪ Со дня выпуска 24 сентября 2010 года спектакль «Вечер с Достоевским» был сыгран 134 раза. За 9 лет его посмотрели около 90 тыс. зрителей.

▪ Константин Райкин впервые прочел «Записки из Подполья», когда ему было 24 года. Это литературное произведение худрук «Сатирикона» по сей день считает самым важным в своей жизни.

▪ «Вечер с Достоевским» - это двадцатая совместная творческая работа Константина Райкина и Валерия Фокина.


Из истории постановки

Юный Валерий Фокин приглашал Константина Райкина в свои студенческие работы еще во время их учебы в Щукинском театральном училище. Оба успешно показывались преподавателям и коллегам, затем вместе были приняты в труппу театра «Современник», где дебютировали в 1971 году как режиссер и актер в заглавной роли со спектаклем «Валентин и Валентина».

В 1976-ом году появился спектакль «И пойду, и пойду…» по Ф.М. Достоевскому, где Фокин первым в России пробовал на сцене методы «бедного театра» прославленного польского «мистика и мечтателя» Ежи Гротовского. А персонажем Подпольным стал Константин Райкин, воплотивший замысел режиссера. Ежи Гротовский видел спектакль и высоко оценил его. «Тогда для меня это было важнейшим событием в жизни, - вспоминает Константин Райкин. – Ежи Гротовского я считаю одним из величайших режиссёров второй половины ХХ века и важнейшим в моей театральной работе».

В 2010-м, через тридцать с лишним лет, в «Сатириконе» появился спектакль «Константин Райкин. Вечер с Достоевским» как продолжение темы, начатой в «Современнике», но уже не в камерном пространстве, а в масштабах большой сцены. Спектакль был поставлен специально и только для худрука «Сатирикона». Он стал кульминационным в многолетнем совместном творческом поиске Фокина и Райкина.

Сценограф Александр Боровский отгородил авансцену порталом серых панелей, которые могут открываться, впуская реквизиторов и музыкантов, и легко становятся экраном с оживающими теневыми фигурами, роящимися в подсознании героя. Композитор Александр Бакши создал акустическое пространство, в котором шорохи скользящих теней и падающего снега уживаются с неистовым грохотом рэпа, приводя Подпольного - Константина Райкина к последней исповеди - очищению.

«Записки из подполья» - это очень высокий анализ души русского интеллигента. Здесь невероятно точно угаданы, пойманы, показаны важные духовные ходы, духовные струны, духовные реки и направления психологии русского, богатого душой человека», - говорит Константин Райкин.


Из отзывов

Все эти годы постановка была украшением репертуара «Сатирикона», имела огромную зрительскую любовь, замечательную прессу и критику, волну горячих отзывов:

▪ Весь спектакль - как единый нерв, не скрипнет ни один стул. Константин Райкин досадливо отмахивается, когда пытаются аплодировать внутри спектакля. Десятиминутная овация в конце. (@gorkunovaliudmila)

▪ На сцене началось такое шаманство, что того и гляди: смотри во все глаза, слушай во все уши и чувствуй во все чувства! Константин Райкин - великий актёр! (@elenaglayman)

▪ Достоевский рвёт в клочья изнутри, а Райкин бьёт снаружи. (@asidoramarton)

14.06.2019

Спектакли