Отчего...
Отчего в школе ученики терпеть не могут литературу, которую "проходят". Каждый второй может признаться, что за школьные годы не прочел и половину программных книг. В лучшем случае: начало и финал. Так что "Мой дядя самых честных правил..." или "Карету, мне карету!" знал и троечник. Спасали хорошие издания с огромными аннотациями умных литературоведов, списывание лекций у отличников, походы в кино театр и телеспектакли. Во всяком случае, практически всю русскую классику "наш класс" отсмотрел в театрах, где из фразы и букву не выкинешь, и все разыграно по партитуре пьес Островского, Гоголя, Чехова, Горького. А ныне, когда о прошлом разговаривают на языке современности: "Три сестры" могут и не прокричать "В Москву !" А Константин Гаврилыч даже не застрелится, как и Р&Д доживут вместе до старости лет. Тяжеловато будет. По моим скромным подсчетам прошло лет 25, как театральный зритель стал привыкать и понимать "новую волну" театральной режиссуры и драматургии. И все реже можно услышать: "Я приверженец классического театра, а где он? Ау". И что теперь зовется классикой? "Кремлевские куранты" и "Оптимистическую трагедию" давно не ставят. Многие отсылают в кринолиновый "Малый". Но и там, все же перестройка. Еще в нулевые, когда ББ и ИЖ снимали фильм о Юрии Соломине, я была на спектакле Женовача "Горе от ума", поставленный на Соломина в 2000 году, и это был уже не школьный нафталин, и Фамусов не тупой московский чиновник, а обаятельный, ласковый мерзавец.
Учитывая мой колоссальный пробел в воспитании театральных чувств и эмоций, мне кажется, если на сцене настоящее, даже в сложной, иногда непонятной режиссерской постановке важно не только, чтобы шевелились мозги, но и работала душа и сердце. Невероятно жаль, что только 3 года назад у меня была первая встреча с режиссером Бутусовым и его спектаклем "Барабаны в ночи" по непростому Б. Брехту. Это был нет, не культурный шок, а просто помешательство в хорошем смысле этого слова от увиденного на сцене. Следующим был "Добрый человек из Сезуана" - все это в театре Пушкина. Идите и смотрите! 20 лет Юрий Бутусов сотрудничает с Сатириконом, в этом сезоне была "Чайка", где Бутусов сам на сцене ставит для нас СВОЕГО Чехова, еще и великолепно танцуя. А вот вчера Венецианский Мавр. Актер Денис Суханов, абсолютное новое для меня имя. Но он лидер театра. В "Чайке" от Тригорин, в пьесе Шекспира - Отелло. Он не Мавр, но душа его черна. То он красит в черное свое лицо, то руки, то кисти в черных перчатках, черные очки, черный плащ - Черный человек. Двигается, как тигр перед охотой, а его пластический этюд в обнаженном видет невероятен (нервным прошу не беспокоится: все целомудренно).
Дездемона (Марьяна Спивак) - и кукла Барби, и любовница в постели Касио, и русалка-колдунья: верная жена Отелло. Ну а каким может быть огромное зло? Конечно же маленьким человечком Трибунцевым с неподражаемой ехидной улыбочкой, с выбритыми по-модному височками и смешным хохолком на голове. Да, сын провинциальной актрисы из города Кирова, Тимофей Владимирович, стал Большим актером на столичных подмостках. В самом начале спектакля его Яго берет гитару и под фанеру поет "Oh! Darling, please believe me!" Но его обещания - никого не обижать - не сбудутся. В финале не будет "Молилась, ли ты на ночь, Дездемона?" Отелло опять раскрасит себя в черный цвет и сделает тоже самое с прекрасным лицом своей "неверной" жены. Когда нет любви, умирают оба. Рабочие сцены собирают на наших глазах декорации, перед нами и мертвый Яго с женой, звучит невероятная музыка великого театрального композитора, литовца Фаустаса Латенаса, оформлявшего спектакли и Бутусова, и Туминаса, и Карбаускиса, причем и по русской классике. Занавес.