«Константина Райкина больше интересовало не актуальное, а вечное»
Театральный обозреватель «Коммерсантъ FM» Марина Тимашева рассказала о спектакле «Кухня» в театре «Сатирикон».
Этим вечером предлагаю ознакомиться с «Кухней». Нет, не средиземноморской, тайской или греческой, а с «Кухней» театра «Сатирикон».
Пьесу Арнольда Уэскера поставил художественный руководитель театра Константин Райкин. Написана она в 1957 году, принадлежит к направлению «драматургии рассерженных». Ее у нас в 70-е годы любили, ставили «Оглянись во гневе» Осборна и «Вкус меда» Дилани, а потом эта проблематика будто перестала волновать театральных лидеров. Наверное, потому, что не было никакого резона ставить антибуржуазные пьесы — социальный протест был направлен против советской власти. Теперь ситуация изменилась. В начале 2000-х театры вспомнили про сердитых драматургов, и вот Райкин сперва предоставил малую сцену Осборну, а потом выпустил «Кухню» на сцене основной.
Есть тут вещи весьма актуальные — например, рассказ одного из персонажей о том, как он дружил с соседом и как их отношения закончились ссорой из-за того, что он оказался пацифистом. Добрые знакомые и даже друзья насмерть разодрались из-за политических убеждений. В этой ситуации за последние годы оказались мы сами. На своей шкуре испытали, каково это — разойтись с собственной референтной группой.
Хотя Райкина, кажется, больше интересовало не то, что актуально, а то, что вечно. В его спектакле кухня — модель большого мира: люди разного возраста, национальностей, происхождения суетятся вокруг разделочных столов, плит и холодильников, ссорятся, мирятся, влюбляются, ревнуют, угодничают и сплетничают. Впрочем, в финале спектакль возвращается к посланию пьесы, а оно, по сути, сходно с тем, что содержится в чеховских «Трех сестрах»: «Или знать, для чего живешь, или все — пустяки, трын-трава».
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/3049812