Всем, кого касается, прочитали пьесу о школе
Пьес еще ненаписанных о школе и подростках, сколько? Скажи, зритель, ответь. Подсказка: на одну меньше. Пьеса «Всем кого касается» Даны Сидерос (настоящее имя – Мария Кустовская) сначала победила на конкурсе новой драматургии «Ремарка-2018», а сейчас в театре Сатирикон идет ее превращение в спектакль, премьера которого назначена на 3 апреля 2019 года. 16 декабря все желающие могли попасть на открытую читку, на которой сама автор пьесы, режиссер Константин Райкин и актеры приоткрыли дверь в закулисную «кухню» и ответили на вопросы слушателей-зрителей.
В элитную школу со слишком хорошим ремонтом, в суперумный класс попадают два брата, один из которых не говорит ничего, кроме «нет», а с братом общается жестовым новоязом, понятным только им и чуть-чуть зрителю: перед началом каждому выдается краткий «словарь». Тепличные дети сначала с опаской относятся к источнику постоянной пантомимы, но постепенно один за другим стараются войти в изолированный мир братьев или втянуть их в свой. А параллельно с этим некий юный пироман постоянно поджигает собственность школы, лишая сна директора и срывая уроки Софьи Алексеевны, учителя русского языка с особым отношением к педагогическому процессу.
В лучших традициях «Доживем до понедельника» школьные будни начинаются с эссе «Как избежать зла», и преподаватель не только обсуждает с учениками каждую высказанную ими мысль, но и дает настоящий мастер-класс стиля (на этом месте бывшие сотрудники факультета журналистики пустили ностальгическую слезу). Она не только учит, как, но и объясняет, почему, и ценность такого диалога понимают только лучшие учителя (здесь, пользуясь случаем, передаю горячий привет лицею №1535).
На обсуждении режиссер поделился с нами, что первым делом спросил у автора, почему так важно, что ремонт в школе ну слишком уж хорош, и новая техника отливает хромированным серебром. Оказалось, это иносказание, чтобы показать «избранность» школы и детей, учащихся в ней. Сколько есть книг, фильмов и спектаклей о трудных подростках с неадекватными родителями и тяжелой жизненной ситуацией? Но кто смотрит и читает о них? Дети хороших родителей, которых приводят в театр знакомиться с искусством. Дети, для которых демонстрируемые радикальные проблемы так же далеки, как и переживания героев сериала Валерии Гай Германки «Школа». Которые сто лет назад посмотрели «Чучело» Ролана Быкова и уже забыли, что «юродивым быть не страшно… Страшно другое. Начать, например, над кем-то издеваться и даже не заметить этого». Пьеса Даны Сидерос напоминает воспитанным людям, что «самые страшные вещи в мире произносились максимально вежливо, а не последними словами».
Такая прививка толерантности не должна делаться только в детстве, для нее вполне подходит любой возраст. Вот только на билете к спектаклю, скорее всего, будет стоять «18+» из-за сленга и крупицы мата, которую могут себе позволить и очень вежливые люди. По этому поводу зал пришел в уныние, ведь у каждого есть умные сын, дочь, племянник, которым точно надо это посмотреть.
Поступим неспортивно и откроем финал: он у пьесы для такой темы неожиданно хороший. «Пессимистом быть очень просто. Это философия бедных людей», — говорит Константин Райкин и добавляет, что и не вспомнит произведений данного жанра, где были бы подобные отношения между учителем и классом и такой конец. Конечно, между текстом пьесы и спектаклем существует «дистанция огромного размера», но, надеемся, что она не будет непреодолимой, и все хорошие мысли и шутки доживут до премьеры.
Фотографии Евгении Смеховой можно увидеть здесь