Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

«Сатирикон» на экране

Не будем скрывать, что наш художественный руководитель Константин Райкин не любит онлайн-формат: «Экранные варианты спектаклей – это гербарий. Нельзя гербарием заменить живой лес, понимаете?» Но бывают случаи, когда онлайн-трансляция – неплохой способ познакомиться с театром, составить представление о спектакле, пополнить зрительский «багаж», вспомнить любимое. Мы составили подборку некоторых наших культовых постановок разных лет и недавних поэтических проектов. Желаем интересного просмотра!

Спектакли онлайн

Проект #текстывслух

Хотите увидеть наших актеров не только в спектаклях? Проект #текстывслух – классическая и современная поэзия в профессиональном прочтении. #Текстывслух – совместныи? проект «Сатирикона» и России?скои? государственнои? библиотеки. Актеры театра прочли стихотворения в интерьерах Дома Пашкова, одного из самых знаменитых и красивых зданий Москвы, с которого более 150 лет назад началась история Российской государственной библиотеки.















Проект #МосковскиеОкна

На самоизоляции 2020 года «Сатирикон» запустил новый художественный проект – «Московские окна». Артисты театра исполнили поэтические произведения, записав видео дома. Худрук «Сатирикона» Константин Райкин ограничил творческую инициативу лишь одним параметром – эти личные высказывания актеров должны быть хорошо подготовлены, «вчитаны» и представлены в ясной художественной форме.



13 апреля заслуженный артист России Денис Суханов открыл проект, исполнив стихотворение А. С. Пушкина «Румяный критик мой, насмешник толстопузый...». Поэт написал его в октябре 1830 года в Болдине. «Индейская зараза» в тексте – это холера. На обратном пути из Арзрума в Тифлис Пушкин из-за начавшейся эпидемии провел три дня в июле 1829 года «у ворот угрюмого Кавказа» в карантине. А саму полемику с воображаемым критиком отчасти рассматривают как ответ Пушкина Булгарину, незадолго до этого опубликовавшего в «Северной пчеле» уничижающую оценку седьмой главы «Евгения Онегина», назвав главу «совершенным падением» и позубоскалившим над пушкинской «томной музой».




16 апреля артист Антон Егоров исполняет «Осенний крик ястреба» Иосифа Бродского. Это стихотворение 1975 года считается одним из самых известных и загадочных у Бродского. Ясный сюжет коррелирует со знаменитой историей об Икаре. Распространена точка зрения, что это текст — о поэте, что птица символизирует его alter egо. И этот «романтический герой» — высоко взлетевший одиночка, поэт-интеллектуал, пронзивший мироздание, погибший и осыпавший, осветливший его россыпью своего таланта, изумительным словесным кружевом.




17 апреля Алёна Разживина читает стихотворение современного поэта Аси Гликсон «Мы жители прозрачной Атлантиды».

Ася Гликсон родилась в России, в Петрозаводске. Живет в Израиле. Стихотворение написано в 2012 году.




20 апреля Константин Райкин исполняет стихотворный отрывок из повести А. С. Пушкина «Египетские ночи». Это незавершенная повесть Пушкина, сразу после его смерти опубликованная в журнале «Современник». Пожалуй, единственная проза Пушкина, которая содержит большие поэтические отрывки. Время написания чаще относят к пребыванию поэта в Михайловском осенью 1835 года. Представленный стихотворный отрывок из второй главы развивает давно занимавшую Пушкина тему взаимоотношений поэта и толпы.




«Песня невинности, она же — опыта». 2 мая актёр Алексей Коряков читает Иосифа Бродского. Это стихотворный цикл И. А. Бродского 1972 года, года эмиграции из СССР. Он имеет эпиграф из Уильяма Блейка, английского поэта конца 18 века, и рифмуется с двумя блейковскими сборниками стихов — «Песнями Невинности» и «Песнями Опыта», — написанными в годы Французской революции. «Опыт» по Блейку — это разрушение состояния «Невинности», потерянность, дисгармония, испытания, страдания, сомнения, разочарования. В обоих циклах повторяются сюжеты, образы, названия, темы и мотивы, но в совершенно иной, контрастной, а подчас парадоксальной трактовке.




6 мая Сергей Бубнов исполняет поэму М. Ю. Лермонтова «Журналист, читатель и писатель». Поэма написана весной 1840 года, когда Лермонтов находился под арестом за дуэль с де Барантом. 25-летний поэт выразил здесь свои взгляды на современный ему литературный контекст, актуальную словесность. Интересно, что два крупнейших литературоведа — знатока творчества Лермонтова несколько разошлись в критических ракурсах на эту поэму. Борис Михаилович Эйхенбаум считал её «иронической» по отношению к современным писателям, и утверждал, что Лермонтов изобразил себя и свою позицию под псевдонимом Читателя, а не Писателя, «потому что не считал и не хотел считать себя профессиональным литератором. Речь Писателя с его трижды повторённым меланхолическим вопросом „О чем писать?“ трудно понимать как „исповедь“ Лермонтова, в самом деле выпускавшего в это время свой роман и печатающего много стихотворений». А вот Юрий Михайлович Лотман корректировал это мнение и предполагал, что и Читатель, и Писатель равно выражают разные аспекты жизненной и литературной позиции Лермонтова «на перепутье весны 1840 года, и что именно в эту пору Лермонтов всё больше чувствовал себя связанным с литературой. Он беседовал с А. А. Краевским об основании журнала и собирался, добившись отставки, сделаться профессиональным литератором». Лотман уточнял, что положение лермонтовского Писателя — более трагическое и пророческое: «своими стихами Лермонтов предвосхитил трагедию Гоголя, включая и роковое упоминание камина, в котором поэт сжёг свои рукописи»…




10 мая Яков Ломкин исполняет стихотворение Иосифа Бродского «В деревне Бог живёт не по углам…» Стихотворение написано в 1964 году в деревне Норенской Архангельской области, где 24-летний поэт оказался после знаменитого процесса по обвинению «в тунеядстве» и где пробыл полтора года в ссылке, которая оказалась для него своего рода Болдинской осенью. Бродский жил в маленькой комнате в небольшом бревенчатом домике, занимался полевыми работами, был бондарем, кровельщиком, доставлял бревна с лесосек к местам погрузки, был разнорабочим, разъездным фотографом; изучал английскую поэзию, написал около 150-ти стихотворений и позже вспоминал о пребывании в Норенской: «Один из лучших периодов моей жизни. Бывали и не хуже, но лучше — пожалуй, не было… Когда в шесть часов утра идешь по полю на работу, и встает солнце, и на дворе зима, осень или весна, начинаешь понимать, что в то же самое время половина жителей моей страны, половина народа делает то же самое. И это дает прекрасное ощущение связи с народом. За это я был безумно благодарен — скорее судьбе, чем милиции и службе безопасности. Для меня это был огромный опыт, который в какой-то мере спас меня от судьбы городского парня».




25 мая Полина Райкина читает Веру Полозкову. В стихотворном цикле, выбранном актрисой, звучат:
Клэрити Пейдж (2009) — 00:04
Мой великий кардиотерапевт (2009) — 02:18
Снова не мы… (2009) (отрывок) — 04:06
Вечерняя (2013) — 05:50
Отпусти (Четыре извещения) (2013) — 09:05
Прямой репортаж (2007) — 10:41



1 июня. Заслуженная артистка России Наталия Вдовина поздравляет с Международным днем защиты детей. Актриса исполняет стихотворение Марины Цветаевой «Мирок».

Продолжение следует!