Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

Валерий Фокин

Народный артист РФ
Валерий Фокин - фотография

Биография

Фокин Валерий Владимирович
Родился 28 февраля 1946 года в Москве

Режиссер, художественный руководитель Александринского театра, основатель и первый художественный руководитель, ныне президент Центра им. Вс. Мейерхольда, народный артист России, лауреат многих театральных премий.

Валерий Фокин рано пришел в режиссуру — в 19 лет поступил в Щукинское театральное училище, в 21 год уже поставил первый спектакль. Много и плодотворно ставил в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, на сценах Польши, Японии, Венгрии, Германии.

Знакомство с Ежи Гротовским и его Системой, прохождение тренингов у него оказали серьезное влияние на режиссуру Валерия Фокина. Особое отношение связывает его и с личностью Всеволода Мейерхольда и его режиссерскими методами. Фокин многое делает для сохранения театрального наследия Мастера.

Сотрудничество с «Сатириконом» в какой-то степени проходит красной нитью через всё творчество режиссёра. Еще во время учебы в Щукинском театральном училище юный Валерий Фокин приглашал Константина Райкина в свои студенческие работы, с которыми они успешно показывались преподавателям и коллегам. Вместе они были приняты в труппу «Современника». В 1971-ом году в этом театре вышел спектакль «Валентин и Валентина», ставший их общим дебютом — как режиссера и как актера в заглавной роли. Потом были совместные «Мы не увидимся с тобой» по пьесе К.М. Симонова, «Монумент» Энн Ветемаа, «Лорензаччо» А. де Мюссе.

В 1976-ом году родился спектакль «И пойду, и пойду…» по Ф.М. Достоевскому, где Фокин первым в России пробовал на сцене методы Ежи Гротовского, а персонажем Подпольным стал Константин Райкин, воплотивший замысел режиссера. Позже, когда Константин Райкин перешел в «Сатирикон», тогда еще Государственный театр миниатюр, в 1984-ом году Валерий Фокин поставил важный для нашего театра этапный спектакль «Лица». А в 1995-ом, в «Сатириконе» Константина Райкина, уже твердо вставшем на ноги, режиссер выпустил знаменитое «Превращение» по Ф. Кафке, легендарную титулованную постановку, ставшую большим событием в культурной сфере, собравшую россыпь театральных наград, в том числе международных.

«Константин Райкин. Вечер с Достоевским» (2010) - продолжение темы, начатой в «Современнике». Но уже не в камерном пространстве, а на большой площадке. «Подпольный уже другой», - говорит Фокин, - «Он уже не забивается в угол, а стремится показать себя публике, эпатирует, и получает в этом, как ему кажется, удовольствие. Подполье у него внутри».

Интересно режиссерское возвращение в камерное пространство в «Вашем Гоголе», открывшем новую сцену на седьмом ярусе Александринского театра — мистериальное погружение (в духе Гротовского), проживание последних часов жизни великого писателя. До и после этого Фокин активно ставит на Большой сцене Александринки своих любимых авторов: Гоголя, Достоевского. Обращается к «режиссерским партитурам» Мейерхольда в спектаклях «Ревизор» и «Маскарад». Осмысливает и переосмысливает «Живой труп» Льва Толстого.

«Я люблю меняться. Наверное, свои темы, приемы, штампы есть. Но я не люблю, когда одной отмычкой открывают абсолютно разные замки. Мне хочется подбирать ключи к разным замкам. Поэтому я уходил на маленькую площадку, и все начинали говорить об этом как о чем-то окончательном. А я возвращался на большую сцену. Или, поставив социальную пьесу, брался за Достоевского. Когда меня "хоронили", я с удовольствием уехал за границу, переключился, и там доказал, что - могу. Я люблю разное. Но не на таком уровне, что сегодня - водевиль, завтра - трагедия, послезавтра - шоу с дельфинами», - говорит о себе Фокин.

Благодаря Валерию Фокину в 2013 году была открыта Новая сцена Александринского театра, фактически - целый театрально-культурный комплекс с несколькими экспериментальными площадками, с учебным корпусом, медиацентром, оснащенными по последнему слову техники.

«Режиссерский век - длинный марафон. Мы не знаем, когда он закончится. Надо бежать. Желательно бежать в лидирующей группе. У нас у самих этот внутренний счет есть. Гамбургский счет».

Спектакли

Связанные материалы