Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

Тимофею Трибунцеву 50

Тимофею Трибунцеву 50 - фотография

Сижу, радуюсь за организаторов Грушинского фестиваля (Олег Митяев, Галина Хомчик), которые не прогнулись, и очень злюсь на театр вообще и на актеров-молчунов-ждунов в частности. И натыкаюсь в ленте.

«50 лет ТИМОФЕЮ ТРИБУНЦЕВУ. И нет человека, который бы не полюбил этого актера всем сердцем… он достоин только большого режиссёра. Я много видела Трибунцева, его эффект один и тот же – так может сыграть только Трибунцев. В фильме [называется очень плохой фильм]… только несколько взглядов… И вот этот нелепый дядька с круглыми глазами… продолжает снимать с себя кожу в каждой роли, потому что если он перестанет это делать, он будет как все. А Трибунцев – не все».

А уж в комментах! Самый нелестный такой: «гений» (5 раз). Остальные ставят его много выше. Не верите? Куда уж выше? «Бог! Звучит пафосно, но чистая правда. Тимофей – бог в своей профессии… У его диапазона нет границ. Если бы была возможность, я бы снимала его во всех ролях, включая женщин и детей. Представьте, насколько прекрасна была бы юная невеста в его исполнении?» (Анна Пармас)

Замечу, что любой актер, даже самый плохенький – не как все. Если он в профессии – в театре или кино, то он не как все. Как все – только те, кто сам задул в себе ту свечу, которую несет, прикрывая от ветра, герой Янковского в «Ностальгии» Тарковского. Задувших – да, много. Но даже двух травинок/снежинок/отпечатков пальцев не бывает одинаковых, таких как все.

Так вот, есть такой человек, который «не полюбил его всем сердцем». Это я. И, не выдержав, я оставил такой коммент в этом «море малины со сливками»: «Актер, конечно, обычный. Практически любой, если бы повезло, мог бы сыграть и лучше) Данные – средние. Но, как говорил Райкин про себя: "Метр я летел на физических данных, а ещё полтора – на упрямстве и упорстве». Кастинг на всех его ролях должен был бы быть другим. Но! Не человеческая, дьявольская сила разрушения ядра роли, когда молотом по наковальне, у него всегда была. Пригожин в актерской среде. Дай Бог удачи!»

Здесь нужны пояснения. Нет, не совсем то я хотел сказать, как мне поддакивают и объясняют: «Самой заурядной внешности, дикция спорная, но полное огнище», «С термоядеркой внутри». Много-много лет Трибунцев играл алкоголиков, ментов, водителей. Продавцов и сварщиков (ах, нет – не играл, а работал, чтобы семью кормить). Особенно ему удавались те, кто обозначен в фильмографии как «имя персонажа не указано». Нужда в характерных актерах всегда была острой, а тут, в середине первого десятилетия нового века, прямо вынь да положь потребовались выразительные ничтожества по амплуа, персонажи с не героической, безликой, стертой, простецкой, выпотрошенной, как у пьяницы или бомжа, «рыбьей» внешностью. Понятно, что такие серые мыши/кардиналы не могли быть сценарно наделены сложностью натуры и многогранностью характера – это всё уходило к главным героям, но и в этих персонажах, простых как швабра в заднем проходе, как сапог бьющий с носка и тупых как подошва режиссерам хотелось не примитивных шаблонов и штампов, а чего-то неожиданного, не вписывающегося в прямолинейность одномерного характера: какого-то высверка, вспышки, нервной дрожи, душевного перелома, идущего в противоход житейской логике. Вот что я понимаю под умением разрушить, раскрошить ядро роли, сделать её хитро устроенной, многоцветной, разнокалиберной. И Трибунцев всегда мог «из штуки ткани» выкроить не только шинелишку, но и сюртучок с бекешей, добавить игре наждачной шероховатости, объемности.

Режиссеры всегда знают, если к примитивному плотику роли на один съемочный день с минимумом возможностей привязать Трибунцева и столкнуть в воду фильма, то он – правильно! – поплывет не по течению, а вспять! Как в «Монахе и бесе» Николая Досталя (2016). В его «монахах» из разных фильмов бесовщина всегда присутствовала четвертым измерением и пятым элементом: маг Светозар, иллюзионист, знахарь. Или просто фигуры из кровавого советского ада: наркомвнудел Николай Ежов, капитан КГБ Борис Иванов из «Фарцы», туберкулезник-нквдист из «Волконогова».

И как бы не забыть здесь про милейшего семьянина Колю из «Нечаянно» (2014, реж. Жора Крыжовников). Странно, и почему эту 20-минутную короткометражку не показывают на Новый год? Там и оливье, и «Ирония судьбы», и Пугачева, и куранты, и обращение президента. Видимо потому, что… «Я нечаянно. Там топорик лежал на столе. Она [бабушка] ко мне спиной повернулась. Будто специально. Что-то там искала, копошилась, ну я и звезданул ее… Я в шутку. Она специально повернулась. Спровоцировала меня. Самозащита получается. Самооборона». Так и хочется добавить: «Опередил я её. Она, может, тоже хотела меня по кумполу. Счас сам бы тут валялся. Не было у меня другого выхода».

Пришло время «не всё так однозначно» – и появился Трибунцев. Не мог не появиться. Закончилось время Сергея Бодрова, Михаила Ефремова и Евгения Цыганова – и пришло время Евгения Стычкина, Павла Деревянко и, конечно, Трибунцева. Закончилось время Римаса Туминаса, Юрия Бутусова и Дмитрия Крымова – и наступило время Никиты Кобелева, Анатолия Шульева и Егора Перегудова. И в последней незримой великой битве между Ксенией Раппопорт и Данилой Козловским против Софьи Эрнст и Александра Кузнецова победили голиафы…

Под маской преданности – мстительность, за улыбкой – гримаса, в смехе – усмешка, в доверчивом, располагающем взгляде – хитрость и готовность – при необходимости – на подлость. А уж душа нараспашку у героев Трибунцева часто прячет волчий капкан и маскирует соломку над ямой-зинданом. Не все так умеют играть двуличие и амбивалентность. Не все так вписываются в наше время и повестку.

И напоследок хочу обратить внимание еще на две короткометражки с участием Трибунцева. Играет он там не ахти как, но выразительно. «Пхенц» (20 мин, по рассказу Андрея Синявского, ВГИК, 2020 режиссер (курсовая работа) Павел Пальшин). Кому как не Трибунцеву взяться за внеземное существо, горбуна-полурастение, занесенного галактическим ветром на Землю. А как там играет любовное томление и желание Настя Дьячук из «Маяковки»: «Мне очень нравится кактус, а вы так похожи на кактус»!

И еще в один тренд современности идеально вписался Трибунцев. Это уже другая «коротышка» «Царапина на бисквите» (2019, 13 минут, режиссер А.Харламов). Человек с расстройством личности, копирующий поведение людей, с которыми общается. Там в титрах указан очень смешной возрастной ценз – 17+. Но это именно про Трибунцева! Он мастер именно такой игры, в которой степень неприличности почти всегда почти в рамках почти приличия. А так играть трудно!

Надо же, как оказались востребованы актеры и режиссеры, умеющие работать на таком материале как сексуальные патологии, перверсии, нарушения психики. Кто смотрел в «Маяковке» "Человека, который принял жену за шляпу", тот поймет. В любом новом повороте всегда в первом ряду оказывается продюсерско-антрепризный цех. Вот и Леонид Роберман с постановщиком «Шляпы» Никитой Кобелевым пошли по той же дорожке сексуальной озабоченности, легкого безумия и пониженной социальной ответственности, выпустив только что «Наедине» с Александрой Ребенок, Викторией Исаковой и Ириной Старшенбаум. Но дело, как вы понимает, не в них – время такое!)

Что ж, театр уходит с поверхности жизни и ныряет в глубины больного сознания. И все больше напоминает корову из фильма «Особенности национальной охоты» (1995, реж. А.Рогожкин). Вот сумела же «девушка» так раскорячиться, чтобы не выпасть из раскрытого бомболюка бомбардировщика Ту-22М3! Ну, и театр сумеет. С такими-то мастерами…

А с какого момента я «не полюбил всем сердцем» Трибунцева? А прямо с той роли, где он по-настоящему прогремел – с «Проклятия» (2012, реж. Жора Крыжовников). Ну, нельзя же так наигрывать, так зашкаливающе наподдавать. Однако в тех дурацких текстах, которые произносил наш герой, которыми нас троллили создатели «кина», нам пророчески рассказали… о будущем нашего кинематографа. Такое кино уже снимают и будут снимать… ну, еще некоторое время.

«Я там играю смертельно больного композитора, который пишет ораторию, и он там встречается по сюжету со своим однокашником – другом детства, и влюбляется в его жену. Ну, и жена изменяет ему, и он меня убивает, сжигает заживо. Но на похоронах все же исполняет мою ораторию. Эротическая сцена – на верфи, брызги, какие-то люди ходят. А в Швеции два года уже снимаюсь в сериале, играю агента КГБ. Мрачный тип, нуар такой, алкоголик, убийца брата, но он через это убийство приходит к богу, и верит, что брат за все свои мучения все же попал в рай. А я сейчас лечу в Корею, представляю русскую документалку. Там моджахеды насилуют русскую телефонистку. А я так, расследование провожу».

P.S. Что интересно, выразительных кадров с Трибунцевым практически нет. И не забудьте посмотреть все четыре короткометражки с актером-юбиляром. Управитесь за час.

Оригинал

Издательство: F Автор: Леонид Соколов 05.07.2023

Спектакли