Актёр Анатолий Бурносов: «В жизни избушка поворачивается к тебе лицом гораздо медленнее, чем в сказке»
На малой сцене «Сатирикона» – премьера по пьесе современного драматурга и сценариста Виктории Никольской – «Глупости». Спектакль поставил Константин Райкин, решив действие в жанре киносъемки: на сцене сооружен кинопавильон, реквизит перемещается по площадке, артисты делают дубли. В спектакле три героя – никак не срастающиеся стороны нетривиального треугольника. Их роли исполняют актеры, ученики Райкина, но уже сравнительно взрослые, казалось бы, поздно пришедшие в профессию, и с очень неожиданными биографиями. Анатолий Бурносов рассказал о себе подробнее.
Я начал говорить в 10 месяцев. А в 2,5 года я уже брал за руку друзей моих родителей, вел их в комнату, рассаживал там, затем вставал на табуретку и навязчиво читал им стихи. С той поры мама шутит, что мой рот «никак не закроется».
В 18 лет поступать в Театральное у меня не сложилось. А ведь это мечта детства. Но в семье были определенные установки и стереотипы: «Сначала получи престижную профессию, а потом решай сам». Престижными в 90-е были только экономисты и юристы. Поэтому я магистр экономических наук, окончил МГУ. На вопрос: «На каком факультете учишься?» – я отвечал: «На самом скучном».
Я ленивый человек. В том смысле, что у меня всё по верхам. Моя история –проблематичный путь человека, у которого получается всё и сразу. Знаете, сложно понять, кем ты хочешь стать, когда нет явной предрасположенности к чему-то одному. В итоге у меня богатейший опыт «по верхам».
Из-за любви к женщине я ушел из театра «Мост», которым сильно увлёкся в МГУ. Она поставила меня перед выбором «она или театр» – я сделал выбор в ее пользу. А она вышла замуж за другого, причем всего через несколько недель после моего «выбора». Еще и на свадьбу позвала. Мне было 19. В общем, трогательная история.
Потом случился КВН, в который я тоже вкладывал творчески нереализованную часть себя. Никто не верил, что мы «доплывем до телевизора». И, тем не менее, была Высшая лига – и полуфиналы, и финал, потом «Камеди Клаб», где я был резидентом. Но тут я так сильно влюбился, что из-за женщины бросил не только «Камеди», но и вообще всё, включая страну, - моя первая жена была из Прибалтики. Мне было 23.
Как оказалось, я способен на поступок. Могу оставить всё и начать с нуля. Могу нацепить галстук и пойти работать менеджером от звонка до звонка – только для того, чтобы получить перевод в её страну. И через год меня с повышением переводят, я занимаюсь финансами крупного железнодорожного перевозчика, потом становлюсь членом правления большого нефтеперевалочного терминала. И все это без малейшего блата.
В жизни надо заниматься только тем, что любишь. Иначе начинаешь стремительно стареть, болеть и очень быстро сгораешь – на длинной дистанции расчёт вас подведет. Помню, большой концерт «Камеди» в Таллине, когда я увидел пятитысячную овацию... Я, сидящий в зале и смотрящий на тех, с кем был так близок, с кем вместе начинал… Прямо киношная драма у меня внутри развернулась, сижу и ору про себя: «Господи, зачем я занимаюсь тем, что не люблю?!»
«Почему ты стоишь по ту сторону камеры?» – на всю жизнь запомню этот вопрос своей второй жены. Когда я встретил Регину, я был телепродюсером с довольно серьезным опытом. Она меня этим вопросом отрезвила. Если бы не Регина, возможно, меня бы уже не было в живых. В погоне за «мечто-заменителями» я довёл себя до физического истощения. И тут Бог послал мне женщину, которая впервые поверила в меня и поддержала. Многие, кстати, до сих пор считают, что я «головой поехал», когда на четвертом десятке в творчество вернулся.
Ну и что, что тебе 34 года!? В 34 я начал писать музыку и думать о профессиональном актерском образовании. Однажды мой когда-то школьный учитель литературы написал мне в соцсети: «Рад, что живешь творческой жизнью». А я так обрадовался ему - мы не виделись лет пятнадцать - встретились, общаемся. И я ему мимоходом говорю, что хочу заполнить актерский пробел. А он мне: «Слушай, а не хочешь ли ты прийти в Театральную школу Константина Райкина!?» И я откликнулся. И пришел.
Заочно актерскому мастерству учат так. Мы поселяемся в театре примерно на 5-6 недель раз в полгода. И за это время в нас «под давлением» закачивают тот объем, который очники получают за 6 месяцев. Подразумевается, что мы от сессии до сессии сами ищем, читаем, репетируем, в сессию показываем и докручиваем. Эта нерегулярность - минус. Но предполагается, что мы люди гораздо более опытные, чем 18-летние студенты.
Всё самое лучшее происходит случайно. Мне об этом один мудрый человек сказал. Так произошло у меня и с музыкой, и с попаданием в Школу. И уж конечно так произошло со звонком Константина Аркадьевича. Хорошо помню тот солнечный день в Лос-Анжелесе, когда вдруг раздался телефонный звонок из Москвы: «Здравствуйте, Толя. Это Константин Райкин. Вам удобно говорить?» И мастер, поступить к которому я мечтал 18 лет назад, пригласил меня в спектакль «Глупости».
В жизни избушка поворачивается к тебе лицом гораздо медленнее, чем в сказке. Но вся прелесть в том, что она-таки поворачивается! Надо только верить и уметь ждать.