Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

Какие перышки, какой носок!

Какие перышки, какой носок! - фотография

"Шантеклер" Э.Ростана в Театре Сатирикон

Итак, самый дорогой спектакль (свидетельство постановщика Константина Райкина) в истории русского театра увидел свет. Премьеру играли с 1 по 17 мая каждый день. Так играют на Бродвее - надолго занимают сцену одной, весьма сложной декорацией, которую не размонтируешь за одни сутки. Играют и делают хорошие сборы.

"Птичью" пьесу великого романтика Ростана играют в Сатириконе как "драматическое шоу". Определив жанр постановки двумя противоречащими друг другу словами, К.Райкин, надо полагать, знал, что запрограммировал своему спектаклю жанровое "раздвоение личности". Что запрограммировал, то и получил. Музыка И.Хмыза, хореография А.Пепеляева, костюмы А.Коженковой и (в общем и целом) декорации Б.Валуева - это к шоу. Монологи петуха Шантеклера - Д.Суханова и его сцены с Фазаньей курочкой - М.Кангелари - к драме. Сюда же добавлю Директора-Дрозда - А.Якубова. Чудо как хорош. Виртуозно играет острую комедию положений, но это ведь жанр драматический - не ревю, и не концерт, и не мюзикл. Последнее определение существенно - К.Райкин в интервью перед премьерой решительно открещивался от мюзикла в пользу шоу. Однако доля танцев, хоров и даже арий слишком велика в спектакле, чтобы совсем позабыть об аналогиях с вожделенным Бродвеем. Но и искусство театра драматического представлено в не меньшем объеме. Остается одно - судить художника по законам, им самим над собою признанным.

Ах, если бы музыка И.Хмыза так откровенно не отдавала дешевой попсой! Если бы танцы и песенки не напоминали постоянный звуковой фон оптовых рынков! Если бы романтические хоровые и сольные номера по своей мелодике не застряли где-то в эпохе 70-х годов с ее бесконечными музыкальными кинокомедиями! Право, вокальные возможности артистов Сатирикона достойны лучшего "нотного обеспечения". Эх, если бы хореография А.Пепеляева была хоть чуточку изобретательнее, чем среднестатистический танцевальный гарнир для поп-звезды! Если бы, к примеру, в сцене вечеринки у Цесарки кордебалет протанцевал нам пошлость ситуации, а не впал бы в нее сам (улавливаете разницу?)! Если бы птичья суть персонажей нашла чуть более театральное воплощение, чем взмах рук и вытягивание шей! Тогда бы роскошные костюмы А.Коженковой не смотрелись слишком дорогим удовольствием для скромных музыкально-хореографических достоинств этого шоу. Одни ее заморские петухи чего стоят! Пиршество цветов, перья, плюмажи, переливающиеся крылья, немыслимой красоты хвосты - одно слово, бразильский карнавал. А алая петушиная кепочка Шантеклера? А сказочное персидское одеяние Фазаньей курочки? А лилово-черные плащи ночных злодеев: сов, летучих мышей и прочей нечисти? Работа А.Коженковой действительно предназначена для классного шоу. Как и декорация Б.Валуева, в которой на фоне стальных лестниц-насестов остроумно "играют" гигантские предметы крестьянского быта: грабли, лопата, мотыга, разбитый глиняный горшок. Хороша подвесная птичья клетка, где суетится невероятно пластичный Дрозд. Хороша сочная зелень травы - ну прямо не дикий лес, а ухоженная территория загородного коттеджа, тот самый уют, из которого так стремится вырваться поэтичный петух навстречу утренней заре.

Хорош Петух. Д.Суханов играет объемно, страстно и откровенно романтически. Оказывается, так можно в сегодняшнем театре - при абсолютно современной молодой внешности и пластике существовать вечным поэтом, забиякой и пылким влюбленным, желчным гордецом и жизнерадостным хулиганом. Все свежо, убедительно, при этом - никакого "постмодернизма". К.Райкин ничего не "снижал" в ростановской пьесе - ни пылкости чувств, ни острой игры ума, ни материй чести, ни дерзких полетов поэтической души. Галльский петух в российском варианте, не утратив блестящего оперения, обрел еще и некую ироническую человечность. А "love story" с Фазаньей курочкой разыграна в духе хорошей русской драмы. М.Кангелари играет современную отечественную птицу не столь уж редкой популяции: и по подиуму пройдется, и в горящую избу войдет, и оцарапает, и приголубит.

Игра на снижение романтического не по вкусу Райкину, в его спектакле от взмахов крыльев отчетливо колеблется воздух и встреча восходящего солнца входит в задачу. Всякий раз, как после неминуемой шантеклеровой гибели вновь слышится победное "кукареку", игра возобновляется с новой силой. Живем, чтобы играть, играем, чтобы жить, - таково предназначение, и оно прекрасно. Верность ростановскому духу не мешает панибратскому обращению с ростановской "буквой". В классические ямбы ненавязчиво монтируется "файв о'клок", на вечеринке Шантеклера осаждают журналисты, а из леса он переговаривается с родным птичьим двором по какому-то немыслимому телефонному агрегату. Не это, конечно, "поднимает ввысь", но и не это вполне невинное театральное хулиганство делает спектаклю солнечную погоду. А отчетливо романтическое отношение К.Райкина к теме пьесы - в нем-то, наверное, и причина успеха.

Бог с ним, с шоу! В самом его сочетании с нешуточным эмоциональным серьезом, на самом деле, было нечто изначально верное. Ну не ходить же по сцене важными, заносчивыми петухами! Говорят, сценическая история "Шантеклера" полна неудач. С опытом Сатирикона в ней все же забрезжил свет в конце тоннеля.

...В салоне Цесарки долго-долго ждали экзотическую Черепаху. Уж гости разошлись, а ее, медлительной, все нет и нет. У Ростана сцена кончается тем, что Сорока докладывает о ее приходе, но появление персонажа автором не предусмотрено. Зато у Райкина на сцену выплывает грандиозное кожаное существо с толстыми ногами и треугольным хвостом. Отдельный номер. Почти Княгиня Марья Алексевна, чье появление на сцене не входило в задачу Грибоедова. Знай наших!

Оригинал.

Издательство: Культура Автор: Наталия Каминская 16.05.2001

Спектакли