Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

Король хорохорился до последнего

Король хорохорился до последнего  - фотография
Ольга Фукс

Король хорохорился до последнего

Константин Райкин сыграл короля Лира в спектакле Юрия Бутусова

Вообще-то Юрий Бутусов приглашен был ставить "Ревизора". Но после одной из застольных репетиций Бутусов и Райкин как бы между прочим объявили театральным "домочадцам": "А мы название поменяли. Будет "Король Лир". После премьеры становится понятно, почему режиссер не мог думать ни о чем другом.

Трагедию Шекспира Бутусов поместил в ненавязчиво обозначенную среду простодушного и беспощадного цирка. Униформисты раскатают красный ковер манежа, и трагедия "голого человека на голой земле" - арене - проступит с пугающей прямотой. Здесь бурей станет прямой луч софита, безжалостно бьющий в лицо и высветивший тебя до конца.

Здесь погибнет Шут, исчезающий у Шекспира в никуда (бесшабашная и преданная девчонка-травести в исполнении Елены Березновой): Лир слишком сильно обнимет своего Шута - пусть не страдает больше, не видит новых бед, пусть уснет, ибо на этой грубой арене уже не пройдут его печальные шутки. И друзья содрогнутся - Король безумен.

Константин Райкин играет трагедию наметившегося распада. Ты поддаешься гипнозу его блестящей эксцентрики, успокаивая себя, что это лишь игра, и давая заманить себя ближе, ближе. И вдруг оказываешься лицом к лицу с обжигающей исповедальностью.

Его Лир еще силен, еще дышит полной грудью. Вдруг начинаешь думать о том, что этот прямодушный король благодаря своей странной выходке с разделом государства вольно или невольно нашел меньшой любимой дочери достойного жениха, устранив с пути прощелыгу.

Но его номер под названием "жизнь" уже вышел на финишную прямую. Впереди остался лишь смертельный трюк.Вот только лонжу во время его исполнения подрежет чья-то неумолимая рука.

Лир будет хорохориться до последнего - мол, ради счастья "надо попрыгать". И запрыгает: гордо задранная кверху седеющая борода - грозный вызов небу - и уязвимое, дрожащее от холода человеческое тело. Образ людской обреченности.

Ее вариации звучат в самых разных судьбах. Вот вечно битый тщедушный Кент (Тимофей Трибунцев) - любая тварь может вытереть об него ноги - сглатывает слезы унижения и снова лезет драться за справедливость.

Вот красавец Эдмонд (Максим Аверин), с рожденья отравленный смертельным вирусом незаконного рождения. Свыкшийся со своим горьким хлебом, с вечными плевками в лицо. Привыкающий любить свою подлость, он вдруг смертельно устанет от нее и забелит свое лицо клоунской пудрой - чтобы хоть смерть свою сыграть с чистого листа.

Или безглазый Глостер, виртуозно сыгранный Денисом Сухановым вслепую, на слух (а заодно и его "alter ego", порождение ассоциативной фантазии режиссера, - старый попугай-скандалист, на которого накидывают тряпку, чтобы умолк в темноте).

В финале бутусовский спектакль, точно оттолкнувшись от шекспировского текста, взлетает в свободный полет своей собственной правды, доказывая, что вину чувствуешь сильнее обиды, а жалость важнее справедливости. Не только смерть Корделии - смерть всех дочерей заставит Лира задохнуться от боли.

Но этот деятельный упрямец не успокоится - будет поочередно усаживать за три пианино троих мертвых дочерей. Живите, играйте, мои дочки, не фальшивьте, избавьте же меня от этой какофонии рухнувших на клавиши безжизненных тел. Он будет биться с их смертью, пока в глазах его не померкнет свет.



Константин Райкин (Лир) и Денис Суханов (Глостер) ведут в спектакле тему отцов, не нашедших взаимопонимания с детьми.
Фото Александра Иванишина



В "Короле лире" у Константина Райкина достойные партнеры: Тимофей Трибунцев (Кент)
Фото Александра Иванишина



Источник http://www.smotr.ru/2006/2006_scon_lear.htm
Издательство: Вечерняя Москва Автор: Ольга Фукс 09.10.2006

Спектакли