Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

ОТ ШЕКСПИРА ДО МАНЬЯКА. АКТЁР АЛЕКСЕЙ КОРЯКОВ О РОЛЯХ-МЕЧТАХ В КИНО И ТЕАТРЕ

ОТ ШЕКСПИРА ДО МАНЬЯКА. АКТЁР АЛЕКСЕЙ КОРЯКОВ О РОЛЯХ-МЕЧТАХ В КИНО И ТЕАТРЕ - фотография

Актёра Алексея Корякова можно назвать счастливчиком. Окончив школу в родном Омске, он с первой попытки поступил в Школу-студию МХАТ. Настоящую славу ему принёс сериал "Закрытая школа", где он сыграл роль Андрея Авдеева. О том, кто в Омске дал ему старт в профессии, как актёр борется с образом хорошего мальчика и почему мечтает сыграть сложного драматического персонажа - читайте в нашем интервью.

В фильмографии актёра Алексея Корякова более трёх десятков фильмов, в их числе "Пассажирка" (18+), "Невеста комдива" (12+), "Офлайн" (18+), "Спасская" (12+), "Тайна Лилит" (12+) и, конечно, сериал "Закрытая школа" (18+), после выхода которого его стали узнавать. Во время учёбы в театральном актёра из Омска заметил Константин Райкин и пригласил в свой театр "Сатирикон", где Алексей служит уже 14 лет. А свой театральный путь он начал в Омске, в Лицейском театре...

- Алексей, ранее все омские СМИ писали о сериале "Спасская", в котором сыграли вы и ещё два актёра из Омска - Алексей Литвиненко и Ирина Фролова. Вы были знакомы с ними, приходилось ранее пересекаться с земляками на съёмочной площадке?

- Да, мы знакомы с Алексеем Литвиненко, вместе занимались у Александра Гончарука в Лицейском театре в Омске, играли в спектаклях и вместе в 2004 году поехали в Москву. Он поступил в Щепкинское училище, я - во МХАТ, жили в соседних подъездах общежития, неплохо общались. Он снимался в сериале "Школа", я в "Закрытой школе", следил за его творчеством, потом уже пересеклись на съёмочной площадке "Спасской".

- А с кем-то ещё из омских актёров общаетесь?

- Да, с Азаматом Нигмановым, это мой ближайший друг. Он педагог в школе Studio A2-13 на киностудии "Амедиа", художественным руководителем. Азамат поставил несколько спектаклей в Казахстане. Кроме этого, он ещё и прекрасный артист, актёр Электротеатра "Станиславский", лауреат премии "Кинотавр" и других престижных наград. С актрисами Леной Березновой и Юлией Овчаренко из "Сатирикона" общаемся, они тоже из Омска, работали в Лицейском театре. Вообще в Москве много тех, кто вышел из стен Лицейского театра. Конечно, есть много и других омских друзей, но они не артисты.

- Популярность вам принёс телесериал "Закрытая школа", вышедший в 2011 году, где вы сыграли 16-летнего подростка Андрея Авдеева. Многим вы запомнились именно этой ролью. Долго ли вас преследовал этот образ или до сих пор не отпускает?

- Да, это было так давно! Но до сих пор этот сериал вспоминают, хотя уже реже. Может быть, и хорошо, потому что время школы уже прошло (улыбается). Образ Андрюши меня преследовал долго и да, преследует до сих пор. Но я активно для себя борюсь внутренне с этими хорошими мальчиками, мне не совсем интересны такого рода герои. Я сложносочинённый персонаж, мне нравится быть разноплановым, играть сложные драматические, парадоксальные и жестокие роли. Образ Андрюши наложил на меня отпечаток хорошего парня, с ним я борюсь. Но я ему благодарен в любом случае. Это был классный опыт, и много хорошего сериал "Закрытая школа" мне принёс, много приятных знакомств, общения с интересными людьми. С актёром Игорем Юртаевым мы до сих пор дружим.

- Любопытно, но в детстве вы планировали стать археологом и хотели даже поступать на исторический факультет.

- Не то, что бы я хотел стать археологом, мне очень нравилась история. Я думал поступить на исторический факультет, специальность - регионоведение, и, может быть, был бы археологом. Я хотел туда, где всё связано с историей, - этот школьный предмет максимально попал в меня. У нас была прекрасная учительница в гимназии № 115 Светлана Арсентьевна Сысоева. Легенда! Она научила меня думать, спорить, доказывать свою точку зрения. Она объяснила, что история - не набор сухих фактов, а живые события. Это страстная наука, которая связана с эмоциями, картинками, соображениями. Это не просто запоминание дат. Поэтому сейчас я люблю исторические фильмы, мечтаю создать исторический проект и активно в эту сторону думаю.

- Но при этом уже тогда любили переодеваться в разных персонажей, устраивая домашние концерты. Получается, это увлечение изменило все ваши планы на будущее?

- Не могу сказать, что любил переодеваться (смеётся). Мне нравилось дурачиться и прикидываться разными персонажами, всегда любил пародировать кого-то. И только потом чуть серьёзнее стал заниматься этим - в 12 лет попал в Лицейский театр. И спасибо родителям, что они дали мне возможность попробовать себя. Это мудрый шаг. Они не стали заставлять меня пробовать что-то другое, говорить, что не получится, но при этом не возлагали на это никаких надежд. Просто сказали: "Попробуй". Помню, когда позвонил им, чтобы сказать, что поступил, когда ещё не было официального подтверждения (это были лишь мои ощущения, что я понравился комиссии), папа тогда снял с меня розовые очки, мол, не обнадёживай себя. Они вообще никогда на меня не давили, не настаивали на какой-то своей точке зрения. Хочешь - попробуй, не получится, это твоя зона ответственности. Они купили билет, а дальше ты сам. И во многом это определило мою дальнейшую жизнь. В 17 лет я уехал в Москву и уже почти 20 лет живу здесь.

- Сорваться в Москву было настоящей авантюрой? Как родители к этому отнеслись?

- Да, это была абсолютная авантюра. Меня отпустили, но сейчас я не знаю, отпустил бы сам своего сына в 16 лет (смеётся). А мой папа купил мне билет в один конец. Фактически мы уехали в никуда, жили в подвале, где находится небольшой театр на Фрунзенской набережной в центре Москвы. Завалились впятером жить к режиссёру, с которым познакомились на фестивале в Сочи.

Вообще быть артистом я до конца не планировал и поехал в Москву на слабо. Поступлю - хорошо, не поступлю - не буду больше никогда пробовать. Как у других начинающих артистов, запала поступать несколько лет в театральный вуз у меня не было. Но так вышло, что поступил, прошёл везде, кроме Щукинского училища. Я выбрал Школу-студию МХАТ. Во многом благодаря тому, что там учился кумир молодёжи того времени - Сергей Безруков. Всё, что я знал о МХАТе тогда, так это то, что там работает Олег Табаков, который учил Безрукова, и на этом мои познания о МХАТе в принципе заканчивались (смеётся). Но как-то интуитивно хотелось пойти учиться именно туда.

Это был счастливый период моей жизни, когда я каждый день ходил по вузам. На первых двух испытаниях я провалился, а потом как-то поймал волну уже после Школы-студии МХАТ. Все туры я стал проходить один за другим, всё очень успешно складывалось. Это была такая безответственность в хорошем смысле слова, ощущение, что ты никому ничего не должен. Ты просто получаешь удовольствие и не пытаешься никому нравиться, тебя просто прёт, это энергия молодости, уверенности и безбашенность. И у тебя получается. Пожалуй, это самое лёгкое время в профессии, и никогда так просто с тех пор мне ещё ничего не удавалось. По идее, так и должно быть, когда ты получаешь удовольствие, когда что-то делаешь, и люди получают удовольствие, смотря на тебя.

- Вы родились в семье врачей. Никогда не думали пойти по их стопам?

- Да, у нас целая династия врачей - начиная с прабабушки все врачи. Я сам лично никогда не планировал быть врачом, и меня даже не тянуло в ту сторону. Скорее, даже отталкивало от этой профессии. Я не люблю кровь и вообще всю эту историю с операциями. Я видел по своим родителям, насколько это тяжёлый труд. Мама, которая всё время в роддоме пропадала, папа, который всегда был на дежурстве. Я видел, какая это огромная усталость и психологическая нагрузка. Да, у меня тоже сейчас есть нелёгкая в этом плане профессия, но она не связана с такими физическими нагрузками.

- А в вашей семье кто-то увлекался театром?

- Театром в семье увлекались все, но как зрители. Мы всегда ходили в театр, меня постоянно с детства приучали к театру. С 10 лет я ходил на разные спектакли, особенно в Омский драматический театр. Там всегда был очень достойный уровень постановок. Сначала запоминал только театральный буфет, конечно (смеётся), а потом уже начал запоминать и спектакль, и театр. Помню, там был режиссёром Владимир Петров, у которого потом во МХАТе я играл дипломный спектакль. Культуру хождения в театр родители мне привили, за что им огромное спасибо.

- В одном из интервью ваша мама признавалась, что у вас настолько хорошо получалось вжиться в роль, что семье никогда не надоедало наблюдать за вашим перевоплощением. О вашей "убедительности" говорят и поклонники. Легко ли удаётся вживаться в роль и всегда ли это получается?

- Я не очень люблю глагол "вживаться", я больше люблю выражение "создавать персонажа". Ты его собираешь, создаёшь, строишь, конструируешь. Это не какая-то абстрактная личность, как, например, дверь, в которую ты вошёл. Ты его собираешь по деталям, по каким-то нюансам, по тому, как он делает какие-то бытовые вещи, по тому, как он злится, как смеётся, меняется.

В кино меньше возможностей для создания ярких образов, потому что кино всё-таки искусство крупного плана, а в театре есть возможность меняться. И я это очень люблю. В спектакле "Четыре тирана", например, я играю графа Риккардо - такой прообраз Антонио Вивальди. Это история про Венецию, где я такой человек-искусство, играющий на всех инструментах, говорящий на итальянском языке, в парике и на каблуках. Это абсолютно далёкая от меня история. Мне было очень трудно в этом спектакле работать с музыкой, я с ней не дружу, поэтому много занимался - уроки по клавесину, скрипке и дирижированию. Было тяжело, но мы создали этот образ, даже у Гольдони в пьесе его не было. Мы его придумали. Или, например, в "Мастере и Маргарите" в одном и том же спектакле я играю Коровьева и Ивана Бездомного. Это тоже совершенно два разных мира внутри одного спектакля. Это две вообще не пересекающихся тропинки. Создание ролей - это процесс очень увлекательный и непредсказуемый, ты никогда не знаешь, что получится в итоге.

- Вы как-то говорили, что в основном вам достаются положительные персонажи, но сами хотите играть сложных и неоднозначных героев. Почему?

- Мне очень интересно сыграть роль какого-то психопата, маньяка или какого-то очень сумрачного типа и попытаться найти в нём какую-то логику, полюбить его и найти ему какое-то оправдание. Всегда интересно находить оправдание отрицательным персонажам. Например, в сериале "Чёрная кровь" (12+) я очень люблю своего героя Толика. Некоторые его черты я "списал" с режиссёра Алексея Карелина. Мне нравилось копировать это всё и вносить в роль.

Я, правда, люблю сложных героев, мне не очень близок жанр комедий, хотя сейчас планируются съёмки в одной "дурацкой" истории (смеётся). Во мне много нелепостей всяких сидит, и я их почему-то скрываю. Мои отношения с комедией, особенно в кино, не сильно складываются - я сразу внутренне закрываюсь. Если это связано с работой в театре, то там комедии мне легче даются, а в кино меня больше интересуют драматические роли.

- А какую нетипичную для себя роль хотелось бы сыграть? Есть роль-мечта?

- Да, мечтаю сыграть две роли мирового репертуара - в "Макбете" Уильяма Шекспира и роль Зилова в "Утиной охоте". Вот, пожалуй, две важнейшие для меня роли. Но я очень люблю свою роль Коровьева в "Мастере и Маргарите". Мне нравится, когда есть ещё какое-то высказывание, помимо сюжета, где я в своей роли могу рассказать ещё что-то про себя или открыть для себя что-то новое. Часто ты работаешь над материалом, который тебя сначала шокирует, отталкивает и вообще "не отзывается", и, чем больше ты над ним работаешь, тем больше он становится продолжением тебя.

- Существуют ли для вас какие-то границы дозволенного?

- После института было много граней, я много что не позволял себе, казалось, что многое нельзя. А сейчас всё больше идёт к тому, что запретов вообще нет. Это ведь всегда вопрос режиссёрского вкуса и, конечно, материала - позволяет ли это жанр или нет. Тем более сейчас на платформах - полная свобода выражений. Да, есть цензура, но она не такая, как на телевидении. Мне очень нравятся откровенные сцены, физиологические, сцены с какими-то подробностями что ли. Они дают жизнь, но, если только это не кровь ради крови или обнажёнка ради обнажёнки, если это оправдано. Поэтому как таковых запретов у меня нет. Это всегда вопрос выбора материала.

- Бывало так, что снимаешься в какой-то картине или играешь спектакль и понимаешь, что не твоё?

- Да, бывало. Я такой человек, который иногда вводится на спектакли, не отказывает, а потом понимает, что это не его. Потом ты очень долго "присваиваешь" этот материал. Всё-таки, когда ты рождаешь его, это твоя история, ты живёшь с ней, вынашиваешь её. А, когда ты вводишься в чужой спектакль, не имеющий к тебе никакого отношения, то это чужая роль, и ты её какое-то время "присваиваешь", причём долго и упорно. И бывает так, что спектакль так и не становится родным, это приёмный ребёнок какой-то (улыбается).

Но чаще всего всё-таки проходит процесс слияния. В кино не раз бывало, когда был не очень хороший материал (я стараюсь никогда не жаловаться, когда уже согласился на работу), и ты понимаешь, что что-то идёт не так. Ты думаешь: "Ну ладно, на монтаже что-то сделаем, как-то ещё изменим". Но когда ты смотришь итоговый продукт и видишь, что откровенно не получилось или не получилось что-то именно по твоей вине, конечно, тысячу раз кусаешь локти. Думаешь, зачем я согласился, здесь нужно было по-другому делать и так далее. Но это рабочий момент, и каждый артист, как мне кажется, сталкивается с этим. Это вопрос работы над ошибками, важно их не повторять.

- А как понимаете, что готовы к роли?

- Когда я перестаю думать, как мой герой себя ведёт, когда начинаю вести себя уже от лица героя, когда подключается моё тело, а не голова. У меня очень много головы в работе, и, когда тело тебя сливает с героем, когда я точно знаю, как он сел, как он двигается, как он разговаривает, какая у него пластика или мимика, понимаю, что попал. Это тот момент, когда я делаю всё это непроизвольно. Не из головы, а изнутри. Это и значит, что я готов к роли.

- Есть ли в вашем окружении люди, которых вы бы могли назвать своими учителями?

- Прежде всего это Александр Гончарук, у которого я учился в Лицейском театре. Он первым открыл мне мир профессии артиста, первым рассказал про Константина Райкина. Я с 13 лет знал эту фамилию, но даже сначала узнал не о нём самом, а о театре "Сатирикон". И волею судьбы я там оказался. И хотя я не учился на курсе у самого Константина Аркадьевича, о чём очень жалею, для меня он является, пожалуй, главным моим учителем в профессии. Я боготворю его как артиста. Ещё 15 лет назад я видел спектакль "Ричард III", причём раз восемь, и спектакль "Король Лир", и "Контрабас", и другие работы Райкина, и был восхищён. Для своего возраста он в уникальной форме. Он очень требователен к себе, к окружающим, абсолютно такой рыцарь театра. Это человек, у которого нужно учиться преданности профессии. До той энергии и мощи, которая в нём есть, нам всем ещё далеко. В этом плане он всех нас моложе.

Ещё хочу отметить Михаила Андреевича Лобанова - мастер моего курса в Школе-студии МХАТ.

И всех артистов, с кем встречался на площадке. Ведь в каком-то смысле все они твои учителя. Я искренне радуюсь, когда у артиста получается роль, и могу ему об этом сказать. Если это хорошо, то это хорошо. Я же ещё как преподаватель многое оцениваю. Я вижу удачную работу, и когда артист работает честно, - это всегда вызывает огромное уважение. А если это ещё одаренный, талантливый, гениальный артист - это праздник. И для зрителей, и для его партнёров.

- В 2019 году вы снялись в картине "8-800" режиссёра Ивана Захаренко. Ваша первая роль в кино, кстати, была именно в его фильме, когда вы были ещё школьником. Сейчас за творчеством Ивана наблюдаете?

- Иван - коллега, друг и одноклассник моего старшего брата. Я с большой радостью с ним работал. Он товарищ серьёзный, умный (улыбается). Мне кажется, такой дотошный в хорошем смысле этого слова. В работе он очень въедливый режиссёр, и я желаю ему больших творческих успехов. Его документальный фильм "Достоевский" ещё не смотрел, но слышал про его успехи, в том числе международные.

- В Омск нравится возвращаться? Куда тянет?

- Приезжаю в среднем раз в год - к родителям. Очень люблю Иртышскую набережную. Это, пожалуй, одно из самых любимых мест, и, конечно, всё, что рядом с гимназией № 115. Это такие места детства, по которым я люблю бродить. Да, центр города очень красивый, но я всё-таки больше люблю часть между железнодорожным вокзалом и Ленинградским мостом. Там всё моё детство прошло. Люблю переплывать Иртыш, уже дважды это делал (улыбается).

- Что дальше?

- Сейчас я буду играть в одном проекте такого скользкого персонажа, для этого мне даже поменяли цвет волос (улыбается). После Нового года будет ещё одна комедийная история в кино. В театре сейчас репетируем "Дубровского", где я играю француза Дефоржа. Ещё в "Сатириконе" играю итальянца Риккардо. Пригодились иностранные языки, которые я изучал в школе. Спасибо, гимназия № 115. На федеральном канале ожидается премьера сериала "Белая полоса". Это большой проект, где я играю старшего лейтенанта, и многосерийная версия фильма "Редкая птица" с Катериной Шпицей в главной роли. Это история про женщин-лётчиц времён Великой Отечественной войны, у меня там тоже нетипичная роль, но мне было интересно над ней поработать в этом проекте.

Оригинал.


Издательство: Новости Омска Автор: Дарья Молчанская 20.12.2023

Спектакли