Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

Родион Щедрин

Родион Щедрин - фотография

Биография

Щедрин Родио́н Константи́нович (р. 16 декабря 1932, Москва, СССР) - русский композитор, пианист, педагог, народный артист СССР, обладатель множества званий и наград, в том числе он - кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством" IV,III и II степени, лауреат Ленинской и Государственных премий, почетный профессор Московской и Петербургской консерваторий, член-корреспондент Баварской академии изящных искусств. Автор 7 опер, 5 балетов, 3 симфоний, 14 концертов, многочисленных произведений камерной, инструментальной, вокальной и хоровой музыки, музыки к кино и театральным постановкам.

Родион Щедрин окончил Московскую консерваторию по двум классам: фортепиано у Якова Флиера и теоретико-композиторскому классу у Юрия Шапорина. Щедрин интенсивно развивал в консерватории и свой невероятный интерес к фольклору. В его творчестве ему удалось удивительно оригинально использовать народные музыкальные элементы, органично переплетая их с собственными композиторскими находками. Композитор заряжает свою музыку невероятной жизненной силой, именно поэтому столь велик в мире отклик на его музыкальные дары. При жизни Родион Щедрин стал классиком мировой музыки. Почти все его балеты и оперы написаны на сюжеты выдающихся русских писателей – Чехова, Гоголя, Набокова, Толстого, Лескова.

Огромную роль в жизни и творчестве композитора сыграла его жена и муза великая русская балерина Майя Плисецкая. Все балеты созданы композитором для нее, и все они стали эпохой в культуре XX века. Щедрин в совершенстве владеет профессией оркестровки, недаром профессиональные музыканты называют композитора королем современного оркестра. Знаменитый одноактный балет «Кармен-сюита», основанный на музыке оперы «Кармен» и сюиты «Арлезианка» Жоржа Бизе, и поставленный кубинским хореографом Альберто Алонсо специально для Майи Плисецкой - оркестрован для этой постановки Родионом Щедриным. При этом музыкальный материал был существенно перекомпонован, сжат и заново аранжирован для оркестра из струнных и ударных инструментов.

«Я могу сказать, что мой слух необыкновенно любовался его „Кармен-сюитой“. Это для меня прелестная совершенно вещь, потому что здесь как бы современное перенесение музыки не оскорбляет то, что всем известно. Наоборот, музыка целует музыку. Они находятся в нежном и неоскорбительном для слуха союзе».

Белла Ахмадулина о «Кармен-сюите»



В «Сатириконе» в спектакле #НЕБАЛЕТ используется музыка «Кармен-сюиты».


Спектакли