Официальный сайт театра
Российский государственный театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина
Касса 12:00-20:00 (обед: 15:00-16:00) +7 (495) 689-78-44
Отдел продаж 10:00-18:00 +7 (495) 689-78-54
Версия для слабовидящих

ПО ДОРОГАМ ВОЙНЫ. Часть 1

ПО ДОРОГАМ ВОЙНЫ. Часть 1
04 Апреля 2020

Фронтовая летопись «Сатирикона»

Начинаем цикл еженедельных публикаций  «По дорогам  войны», посвященных 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. В большом материале в шести частях мы представим фронтовую летопись «Сатирикона». Текст подготовил Юрий Кимлач, исполнительный директор Фонда поддержки и развития культуры имени А. И. Райкина. К материалу будут приложены уникальные архивные фотографии военного времени. Завершающая часть летописи будет опубликована 9 мая, в День Победы.

Часть 1. Начало войны

У нынешнего «Сатирикона» богатая восьмидесятилетняя история.  Начало этой истории положено в тридцать девятом году прошлого двадцатого века, когда был создан Ленинградский театр эстрады и миниатюр. Одна из наиболее ярких и памятных страниц летописи – участие фронтовой бригады театра в Великой Отечественной войне. Все четыре года – с действующей армией. Фронты – Кавказский, Брянский, Центральный, Второй Украинский, Краснознаменный Балтийский флот, Северный флот, Тихоокеанский флот, Амурская флотилия, Прибалтика. Артисты проехали сотни тысяч километров, давали концерты на полевых аэродромах, на артиллерийских позициях, в блиндажах и землянках, в лесах вблизи передовой, на палубах кораблей.

Одним из создателей театра был двадцативосьмилетний Аркадий Райкин, выпускник Ленинградского института сценических искусств, лауреат 1-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Вот тогда, много лет назад началось его восхождение на Олимп отечественной эстрады, но какие серьезные испытания ждали его на этом тяжёлом пути.

large-4 аркадий райкин моб у.jpg

Еще до войны, в первые полтора года своего существования, юный  театр много гастролировал, побывал в Новосибирске, Днепропетровске, Одессе и Харькове. В мае 1941 года Ленинградский театр миниатюр был в Мурманске. Выступления прошли с успехом, поэтому в хорошем настроении коллектив отправился на повторные гастроли в Днепропетровск. Прибыли 21 июня, а открытие программы было назначено на воскресенье 22 июня…

Утром уже бомбили Киев, Одессу и другие города Украины. В первый же день Великой Отечественной войны наши артисты фактически оказались в зоне боевых действий. Молодой Аркадий Райкин, которого никогда не покидало чувство юмора, по этому поводу иронизировал: «И как только Гитлер узнал, что наши гастроли в Днепропетровске начинаются именно 22 июня?»

Конечно, в этой обстановке о выступлениях не могло быть и речи. Из Ленинграда пришел приказ срочно возвращаться домой. Но стояла проблема с выездом. Железные дороги были забиты до отказа. Помог Леонид Ильич Брежнев, в тот момент 3-й секретарь Днепропетровского обкома КПСС, где на него была возложена мобилизационная и эвакуационная работа. Кстати, это ведь по его личному приглашению театр Аркадия Райкина приехал сюда на повторные гастроли. Еще не раз в жизни пути Брежнева и Райкина будут пересекаться. В дальнейшем один станет на многие годы  руководителем самого крупного государства, а другой – самым великим артистом отечественной эстрады.

Несмотря на трудности военного времени, коллективу театра была выделена часть товарного вагона, но декорации и реквизит пришлось оставить на месте.

Уже 23 июня 1941 года вышло «Обращение Пленума ЦК профсоюза работников культуры ко всем трудящимся отрасли». В нем говорилось: «Где бы ни находились части нашей Красной Армии и Военно-Морского Флота, работники искусств разделяют с бойцами фронтовую жизнь. Отныне наше искусство, как никогда, будет служить могучим и боевым средством победы над фашизмом». Обращение имело огромный отклик и уже через два дня актеры, певцы, танцоры, музыканты, артисты цирка и все, кто мог служить этому благородному делу, стали записываться во фронтовые бригады.

В Ленинград театр миниатюр успел прибыть до начала блокады, и тут же по решению городского Отдела культуры коллектив был направлен в эвакуацию в Среднюю Азию, в город Ташкент. На сборы оставалось мало времени – фронт приближался к городу. В конце  августа, наконец, погрузились и уехали с последним эшелоном, а уже  27 августа железнодорожное сообщение Ленинграда со всей страной было прервано – началась блокада.

(Читать продолжение. Часть 2)

                                                                                   

Юрий Кимлач, исполнительный директор Фонда
поддержки и развития культуры имени А. И. Райкина

  • Высшая школа сценических искусств
  • Ваш досуг
  • thevanderlust
  • Эксперт
  • snob
  • The City
  • Серебряный дождь
  • News.ru
  • TimeOut
  • Культура. Гранты России.
  • https://dryclean.ru/
  • мел

   Противодействие коррупции  


cultrf.png