Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

22 июня – день памяти и скорби | CАТИРИКОН | Военные хроники

22  июня – день памяти и скорби | CАТИРИКОН | Военные хроники - фотография

22 июня 1941 года должны были начаться гастроли Ленинградского театра эстрады и миниатюр в Днепропетровске, куда коллектив приехал в полном составе. В первый же день бомбили Киев, о выступлениях не могло быть и речи. Но как вернуться домой? Железные дороги забиты до отказа.

Помог Л. И. Брежнев, тогда секретарь обкома Днепропетровской области. Собственно, по его приглашению ленинградцы и приехали на эти гастроли. Театру выделили вагон, куда погрузили актеров и всё их личное имущество. Реквизит и декорации пришлось оставить в Днепропетровске. Ехали долго. Домой вернулись, когда к городу на Неве уже подступали вражеские войска, полным ходом шла эвакуация. Последним эшелоном из Ленинграда вместе с филармонией выехал театр миниатюр. Путь его лежал в далёкий Ташкент.

****

В 1941 году эвакуации в Ташкенте Аркадий Райкин фактически стал художественным руководителем Ленинградского театра эстрады и миниатюр - бывший худрук М.О.Янковский выехать из Ленинграда с театром не смог. Коллектив поступил в распоряжение политуправления Военно-морского флота и был направлен на Дальний Восток.

Новый, 1942 год встречали в поезде. По дороге давали спектакли в Новосибирске, Хабаровске. За несколько месяцев объехали весь огромный дальневосточный край. Жили в специальном вагоне, который прицеплялся к разным составам. Выступали на отдаленных пограничных заставах, на военных кораблях Тихоокеанского флота и Амурской флотилии.

В передвижном театре были ленинградские артисты Григорий Карповский, Роман Рубинштейн, Ольга Малоземова, Руфь Рома, Николай Галацер, Тамара Этингер, танцевальные дуэты Нины Мирзоянц и Всеволода Резцова, Монны Поны и Николая Каверзнева.

А ещё - пользовавшаяся огромной популярностью Рина Зеленая со своими «детскими» номерами. Её хрипловатый голосок, детские интонации, незамысловатые короткие истории и стихи глубоко волновали суровых зрителей, напоминая им о доме, о любимых и родных.


****

Зимой 1942/43 года театр Аркадия Райкина получил направление на Кавказский фронт. Там в это время не прекращались упорные бои. Обстановка на Кавказе была сложной: пересеченная местность, холодные дожди в долинах и на побережье, размытые дороги, метель и гололедица на горных перевалах – всё это сильно затрудняло наступательные операции Черноморской группы войск Закавказского фронта.

Основным местом дислокации театра был Геленджик, там находилась база Черноморского Флота. Выступали на военных катерах, в блиндажах, землянках, в воронках от фугасных бомб, госпиталях – где придётся. В стареньком автобусе коллектив разъезжал по горным дорогам в гололедицу, метель и распутицу, под бомбёжкой и обстрелом. То время в своей книге «Разрозненные страницы» описала артистка театра Рина Зеленая: «Мы носимся, как нечистая сила, по всем батареям, по всем дорогам и направлениям, выступаем то в порту, то на корабле, то на подлодке, то на аэродроме».


****

Продолжение следует…


Юрий Кимлач,
исполнительный директор Фонда имени А. И. Райкина

21.06.2019