«Дон Жуан» впервые в Санкт-Петербурге
«Сатирикон» вернулся с гастролей в Санкт-Петербурге. Чем они запомнятся. Два дня сверханшлагов в Выборгском дворце культуры, два битком заполненных двухтысячных зала и абсолютное единение со зрителями!
2 и 3 апреля сыграли для петербуржцев «Дон Жуана» Мольера в постановке Егора Перегудова. Несмотря на то, что это спектакль не премьерный, 2018 года, и уже много гастролировавший, в Северной столице он побывал впервые. Причем в год 400-летия Мольера и буквально через неделю после разрешения в городе стопроцентной послепандемийной рассадки в театре. Возможно, ещё и потому зрительский приём, воодушевление и тонус этих гастролей были особыми. Казалось, мы с нашим переполненным двухтысячным залом на время спектаклей были абсолютно счастливы от понимания друг друга, огромного напряжения, вместе с тем чуткого и затаённого единого дыхания. Финал, овации каждого вечера незабываемы.
Константин Райкин: «Санкт-Петербург – это не просто «любая площадка». Ленинград – мой родной город, это российская культурная столица, мощный театральный центр. И поэтому особая ответственность здесь играть. Здесь замечательная театральная публика, искушённая и вместе с тем в ней нет доли московской заносчивости. Более простодушная, мне кажется, публика. Замечательная, подключённая, очень нуждающаяся в театре. Для меня эти встречи очень вдохновляющие».
Наш театр всегда с воодушевлением относится к гастролям. Они нас радуют и интересуют. Смена обстоятельств вообще очень важна и животворна не только для отдельного человека, но и для театрального дела. А уж путешествие в Петербург – дорога особая, здесь зрители почти родные. Когда мы приезжаем и встречаемся с подобным интересом, с огромной аудиторией, для которой становимся важным культурным событием, это очень значимо.
«Дон Жуан» – одна из величайших пьес Мольера, одна из лучших его пьес, и невероятной смелости для его времени. Написанная более 350-ти лет назад, она и сейчас звучит так современно, и настолько остро попадает в момент времени, что заставляет зал откликаться самым живым образом: «Это так умно и так смело: написать пьесу, где в центре – человек, который открыто не соблюдает никаких правил морали, и говорит от этом весело и нагло. Это попадает в любого, – отмечает Константин Райкин, – потому что это грешное начало есть в каждом, даже в самом чистом и праведном человеке».
Наша история «Дон Жуана» – это история не только самого Дон Жуана (Тимофей Трибунцев) с его импозантным девизом «я прекрасно живу и продолжаю грешить». Это не только история ненаказуемого зла и испытания «небес» на терпение. Это ещё история Сганареля (Константин Райкин), имеющего непотопляемый запас смекалки и позитива, который позволяет ему не унывать в самых сложных и мрачных обстоятельствах. А ещё неистовый каскад комедийных положений, внезапные зоны актёрских импровизаций, нетривиальные персонажи как «раздваивающиеся» и «троящиеся» братья Донны Эльвиры (их играет Антон Кузнецов») или Нищий Франциск (Илья Рогов), готовый за грош убить, а ни за какое золото не поддаться страшному соблазну побогохульствовать. Наконец, Донна Эльвира (Агриппины Стекловой), собирательный образ погубленной от любви женщины, предельно трагический, но решённый ещё и через юмор.
Мольер не только великий драматург, но и великий комедиограф, на его спектаклях должно быть смешно. А чтобы люди сегодня смеялись – не такая простая задача. «Настоящий юмор не устаревает и остается в своём ранге «бессмертного», если он основан на высокой актёрской игре», – комментирует режиссёр Егор Перегудов. – Наша «неистовая комедия» – неистова и по тому, как существуют артисты «Сатирикона», и по тому, какая реакция зрителей может возникать». И в то же время глубокое послевкусие спектакля оставляет и поле для драматичных раздумий о цене весёлого беспечия, которую придётся сполна выплатить за греховодника, например, его близким.
Кто сможет остановить Дон Жуана, которому, кажется, всё разрешено, и он не воспринимает наказание как наказание. Тут есть над чем подумать. Во всяком случае, все три часа на протяжении спектакля, оба гастрольных дня мы ощущали живые мощнейшие реакции, горячие и свободные. «Дон Жуан» – имя нарицательное. Попасть иногда в суть этой притчи, этого вечного мифа – большая удача. Спасибо, дорогие петербуржцы, близкие, тонко настроенные и родные люди! Ждём новых встреч и вернёмся с радостью!
Екатерина Купреева