К 80-летию САТИРИКОНА | «КОНТРАБАС» | 2000 | реж. Елена Невежина
«КОНТРАБАС» поставила Елена Невежина. Именно ей, молодому режиссеру, Райкин доверил сделать спектакль к своему 50-летнему юбилею. Это была её вторая работа в «Сатириконе». Первый свой спектакль на профессиональной сцене она поставила здесь же. Елена Невежина была приглашена Константином Райкиным после того, как он увидел ее дипломную постановку «Холодно и горячо, или Идея господина Дома» Ф. Кроммелинка. Ученица Петра Фоменко, поступившая в ГИТИС после исторического факультета Московского государственного университета, и блестяще окончившая его мастерскую, человек глубоко образованный, бесспорно талантливый, ответственный и работящий, она произвела на Райкина большое впечатление. Тогда, в 1998 году они вместе выбрали пьесу Милана Кундеры «Жак и его господин». В главных ролях Константин Райкин и приглашенный в театр Владимир Стеклов. Молодая режиссер с честью справилась с постановкой и получила заслуженное признание зрителей и критики. Спектакль был номинантом Национальной театральной премии «Золотая Маска», а Елена Невежина стала лауреатом премии Фонда К. С. Станиславского «Московская премьера».
****
И вот теперь «Контрабас» Патрика Зюскинда, пьеса про влюбленного контрабасиста, который безумно страдает от одиночества, всеми силами стремится прорваться в какую-то иную жизнь, и в то же время трогательно беспомощен и нереализован в этой своей влюбленности в прекрасную певицу. Это был моноспектакль. Певицы на сцене не было, был только Райкин, контрабас, прекрасная музыка, ящики с пивом, которое герой на протяжении своего монолога-исповеди поглощал в большом количестве, и зрители, с которыми актер вел доверительный разговор.
****
Для освоения новой для себя профессии музыканта Райкин должен был приобрести навыки игры на контрабасе. В театре был куплен инструмент и приглашен педагог. Каждое утро перед репетицией Константин Аркадьевич шел в консерваторию и брал невероятно сложные для себя уроки. Не обладающий абсолютным слухом, Райкин при этом необычайно музыкально восприимчив и погружение в огромное количество прекрасной классической симфонической и оперной музыки доставляло ему большое удовольствие. Хотя были и минуты сомнения и отчаяния. По словам самого актера, «… когда я пытаюсь аппликатуру левой руки соединить с правой рукой, которая водит смычком, и ни то ни другое я близко к тому, как должно быть, делать не могу, я абсолютное в этом ничтожество, и мне каждый раз мой преподаватель дает это понять. … Это вообще может не получиться. Это ужасно… Мне кажется, что что-то настоящее рождается только в этом мучительном стыке между какой-то оголтелой смелостью и безумным страхом ежесекундным, что это вообще может не выйти…»
****
Но все вышло и блестяще. Премьера состоялась 8 июля 2000 года в день пятидесятилетия актера, и имела грандиозный успех. Константин Райкин получил «Золотую Маску» за лучшую мужскую роль (сезон 1999-2000) и Государственную премию РФ в области литературы и искусства. Спектакль был отмечен огромным количеством прекрасных рецензий, выражающих восхищение великолепной игрой актера. Зал слушал монолог Райкина, затаив дыхание, а «…герой, обезумев от смертельного яда одиночества и любви, плакал «на плече» у контрабаса… И однажды его найдут с разорвавшимся сердцем… Так играл Райкин…» - писал один из рецензентов.
Спектакль шел 12 лет. За это время он много гастролировал по стране и за рубежом. Неоднократно был приглашен в Санкт-Петербург, Екатеринбург, Томск, Омск, Сургут и другие города. Принимал участие в фестивалях «Золотой маски» и фестивале «Молодые театры России». Дважды был в Германии, дважды в США, трижды в Израиле, побывал в Канаде, Финляндии, Латвии, Эстонии, Украине.
Наталия Гладкова, Екатерина Купреева
В материале использовано интервью К.А.Райкина на радио «Эхо Москвы» от 10 июля 2000 года