Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

#Небалет. Прощание на взлете

#Небалет. Прощание на взлете - фотография

И грустно и радостно. Эмоции противоположны, а в равной мере подходят моменту. 11 марта в «Сатириконе» в последний раз сыграли #Небалет. Спектакль прошёл даже слишком хорошо для "последнего", который навсегда покинет репертуар. Тем более, что ему предшествовал год пандемийного простоя. Для пластической работы это могло быть полной гибелью и, тем не менее, напоследок зрители увидели спектакль сильный, красивый, наполненный мастерством его выросших артистов. Это было настолько на взлёте, что не верилось в прощание.
       Осенью 2017 года #Небалет вошёл в репертуар «Сатирикона», принявшего на свои площадки почти всех первых выпускников Театральной школы Константина Райкина в Марьиной роще. Тогда вместе с #Небалетом «молодой Сатирикон» зазвучал ещё в спектакле #Непушкин Марины Дровосековой и Сергея Сотникова (этот поэтический спектакль тоже недавно стал частью истории).  
       А необычный пластический #Небалет с эпиграфом «Молча о любви» для 27 студентов (немаленький курс) поставил педагог-хореограф Школы Ренат Мамин. На сцене ни одного слова – только великая музыка Ж. Бизе - Р. Щедрина, Моцарта и А. Пярта и неожиданно профессиональный для драматических актёров танец. «Этот спектакль был возможен только с этим курсом, – не устает повторять режиссёр, – они уникальная непотопляемая армия, только их трудолюбие, преданность, фантастическая курсовая сплоченность, талант и человеческие качества позволили такому спектаклю родиться и жить».

       вопрос: Можно сказать, что этот спектакль погубила пандемия?
Ренат Мамин: Нет. Если бы пандемия не случилась, мы бы с ним расстались прошлой весной. Первая часть спектакля «Кармен. Начало» поставлена всё-таки на определенный возраст. А ребята взрослеют и по-другому сейчас играют, они, танцуя эти партии, даже смотрят друг на друга не так, их взгляд изменился. Константин Аркадьевич рассказал, что он по этой же причине когда-то снял свой спектакль «Страна любви», который тоже шёл в репертуаре после курсового выпуска и там тоже был необходим наив, студенческий азарт, чистота.

       Больше половины этого очень любимого худруком выпуска-2017, которых тогда прозвали "райчата", были приглашены в труппу театра и за прошедшие четыре года стали активно работать во многих спектаклях с разными режиссёрами, выросли в крепкий каркас «Сатирикона». Несмотря на отсутствие ежедневного хореографического «класса» они всё также в отличной физической «танцевальной» форме, а их драматическое мастерство выросло. От этого и #Небалет, особенно его первая часть «Кармен. Начало», набрал. Но, как ни жаль, их «детство» уходит.

Ренат Мамин: Вообще, их команда уникальна. Тогда много времени мы провели в разговорах. Читали, обсуждали, домысливали эту историю, делали этюды к образам – провели большую подготовительную работу. Ребята были очень включенными, азартными. Партию ОН 1 в очередь репетировали Ярослав Медведев, Костя Новичков и Даня Пугаёв. А партию ОН 2 – Лёша Фалько и Андрей Худяков. И первоначально наша идея была, что все они могут меняться местами и танцевать каждый двух персонажей. Их попытки были очень крутыми, но мы не успели эти вводы как следует доработать. Это было бы возможно и здорово, если бы играли мы не раз в год (улыбается). Такие были полезные мечты и полезные пробы.

       вопрос: Сразу ли на главную роль Кармен была утверждена Алина Доценко?
Ренат Мамин: Про Алину я могу сказать отдельно. У нас тогда в Школе был семестр, посвящённый фламенко, испанской теме. Константину Аркадьевичу это очень понравилось, и он говорит, давай это разовьем во что-то, в спектакль. И возникла мысль о Кармен, тем более, что есть прекрасный уже готовый музыкальный материал Ж. Бизе - Р. Щедрина. И понятно, что стоял вопрос о главной героине, кто это будет. Я эту героиню в своём воображении как-то себе представлял. Начали делать этюды. И вот это невозможно объяснить, но Алина начала сразу делать то, что я воображал, включая даже специальные пластические вещи, она вдруг двигалась в этих этюдах как в моих фантазиях. Мне даже иногда становилось страшно.

       вопрос: Как появилась в «Кармен» совершенно новая партия Матери?
Ренат Мамин: Я понимал, что очень хочу в спектакль Варю Маценову. У неё специфическая пластика и она вроде как не подходит под стандартное определение «танцующей девочки». Но своя собственная пластика вообще бывает редко, а у Вари есть определенные ни на кого не похожие пластические проявления, и очень интересные. Но она не Кармен, я не могу её сделать главной героиней. И вот, можно сказать, партию Матери я придумал для неё.

       Со спектаклем связано много важных и дорогих воспоминаний. «Кармен. Начало» первым от Школы поучаствовал в фестивале «Твой шанс», съездил на гастроли в Китай, был представлен на сцене Александринского театра в Петербурге, его показали на фестивале «Пространство режиссуры» в Перми.
       А курс-2017, перейдя в «Сатирикон», остался таким же братским, с семейными отношениями, совместными праздниками, дружбой и близостью. Завершается история, которая могла случиться только с ними, уходят юные спектакли. Прощаться с детством грустно, со счастливым особенно, но, как известно, только у детства нет прошлого. А всем нам снова пора двигаться, придумывать «что-то новое». Прихватив для уверенности свой яркий бэкграунд.

Екатерина Купреева

12.03.2021

Спектакли