Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

Островский в Сатириконе

Островский в Сатириконе - фотография

Р ы ц а р ь  т е а т р а, населивший русскую сцену «толпой живых лиц». Всё детство и юность Александр Николаевич Островский прожил в Замоскворечье, тогда удалённом от старой, коренной Москвы, в обособленной среде местного купеческого колорита, который позднее описал в своих пьесах. Ещё при жизни критики прозвали его «Колумбом Замоскворечья», первооткрывателем мира «новой» морали, нравов, предрассудков и чудачеств этого сословия для большой литературы. Конечно, старобытность замоскворецкого купечества отразила в его комедиях общерусские исторические процессы. Всего драматургом написано 48 пьес. В «Сатириконе» в разные годы состоялось семь спектаклей по Островскому, включая свежую премьеру «Шутники» в режиссуре Александра Марчелли.

Одну из ярких «купеческих» комедий  «Не всё коту масленица» поставили Алла Покровская и Сергей Шенталинский в 2008 году. Главную роль купца Ахова сыграл Константин Райкин.

В театр будущий драматург начал ходить в последние месяцы гимназического учения, а в студенчестве уже был опалён этим вихрем, «зазнал», как говорили тогда, московскую труппу. Для московских студентов театр был почти привилегией, чем-то большим, чем средство досуга, прекрасной частью университетских занятий. Увлекшись театром, едва ли не все деньги, перепадающие от отца, Островский тратит на театральные билеты. Мало-помалу, он знакомится с актёрами, начинает бывать за кулисами, а вскоре уходит с юридического факультета Университета. Отец устраивает «бездельника» низшим чиновником Коммерческого суда. Представьте молодого человека, вчерашнего студента, вечно без гроша в кармане, потому что отец не балует его с известных пор и которому со всех сторон дуют в уши: «Бери!». И хуже всего одиночество среди товарищей по службе, их презрение и насмешка. «Не будь я в такой передряге, –  говаривал Островский, –  пожалуй, не написал бы «Доходного места».

Пьеса «Доходное место» была поставлена в «Сатириконе» дважды – в 2003 году и в другом составе возобновлена в 2009 году. Это было первое режиссёрское прикосновение Константина Райкина к драматургии Островского.

Юный Александр Николаевич был влюбчив. По соседству с домом Островских наняли себе квартиру две сестры мещанского сословия. Одна из них, Агафья Ивановна, Ганя, приглянулась ему не на шутку, стали встречаться. Но на брак он решиться не мог –  это означало вконец рассориться с отцом и оказаться в самой черной нужде. Чтобы оторвать сына от неравной связи с Агафьей, было предпринято путешествие в новокупленное имение Щелыково. По пути Островский отмечает хорошенькие лица заодно с другими достопримечательностями и в дневнике простодушно подсчитывает: «Вот уж 8 красавиц попались нам по дороге». Но на следующее лето Александр Николаевич не поехал с семьей в Щелыково. Едва отцовский экипаж скрылся за заставой, он привел в дом Агафью Ивановну, и они стали открыто жить вместе как муж и жена. Этот невенчанный брак со скромной и достойной Агафьей Ивановной, которая любила и ничего не требовала, продлился 18 лет. Причем, не сохранилось не только её портрета, но даже фамилии. В Щелыково же Островский ездил с тех пор десятки раз и не однажды слышал легенды о древних берендеях, живших близ Переславля и Плещеева озера, прежде чем переселил их в знакомые костромские места в волшебной сказке «Снегурочка».

Спектакль «Страна любви» по пьесе «Снегурочка» появился в «Сатириконе» в постановке Константина Райкина в 2004 году и был примером одного из очень немногих удачных воплощений этой поэтической сказки не на оперной или балетной сцене, а в драматическом театре.

Работал Островский «запойно», порывами. Неделями мог лежать на диване, перечитывать Мольера, делать выписки из исторических книг. Но потом наступала пора и в три-четыре недели появлялась  с в о я  пьеса. Так, легко, на одном дыхании после долгого путешествия по Волге в 1856 году писалось «Доходное место». Сперва разрешённое цензурой, оно в последнюю минуту было запрещено министром как позорящее чиновников. А казалось, с воцарением Александра II настала новая пора, поговаривали о крупных реформах… В год освобождения крестьян Островский наконец женил своего героя – Мишу Бальзаминова, завершив о нём трилогию. Вещь очень понравилась Достоевскому, он читал ее вслух по рукописи нескольким литературным знакомым: «все хохотали так, что заболели бока».

Спектакль Марины Брусникиной «Бальзаминов» по трём комедиям: «За чем пойдёшь, то и найдёшь», «Праздничный сон – до обеда» и «Свои собаки грызутся – чужая не приставай» был выпущен в «Сатириконе» в 2007 году.

Изучая место действия пьес Островского, можно составить топографическую карту всей приволжской стороны. Город Бряхимов упоминается в нескольких произведениях. И вроде бы действительно был в русской истории такой, потом пришедший в упадок городок на Волге. Но больше всего он напоминает Кострому с её пристанью, бульваром над рекой, кофейней, Летним садом и низкой чугунной решёткой, у которой застыла Лариса Огудалова.

Пьеса «Бесприданница» идёт  в текущем сатириконовском репертуаре в постановке Елены Бутенко-Райкиной.

Что ни осень – у Островского созревала, писалась, игралась «на театре» новая пьеса. Противники, а таких у Александра Николаевича было немало и в театральных креслах, и за кулисами – зубоскалили по поводу его неудач. Он вечно был в долгах. В 1868 году умерла Агафья Ивановна. Островский женился вторично, на этот раз официально, на молодой актрисе Марии Васильевне Бахметьевой. К концу 1860-х драматург всерьез рассчитывает на коренную перемену в жизни: развязаться с литературой и театром, зажить скромным сельским хозяином в Щелыкове. Но быстро выяснилось, что сделать из Щелыкова доходное хозяйство, которое бы кормило семью, не проще, чем писать пьесы. Да и пьесы, откровенно говоря, писать всё равно хотелось. «Что нынче за свет такой! С наставлением набивается всякий, а денег никто не даёт», – звучит в комедии 1871 года «Не было гроша, да вдруг алтын».

Спектакль «Деньги» по пьесе «Не было ни гроша, да вдруг алтын» был поставлен Константином Райкиным в жанре криминальной сказки в 2010 году. Действие было перенесено на окраину современной Москвы в атмосферу «нулевых».

Газеты 80-х годов писали: «Не то прискорбно, что г. Островский написал слабую пьесу, а то, что в ней он изменил своему таланту», «О, г. Островский, отчего вы не умерли до написания «Поздней любви», «Он пережил свой талант», «Десять лет безостановочного падения, десять лет сползания под гору…»  В воздухе звенел целый рой газетной мошкары, и это не могло не лишать Островского душевного покоя. В последние дни случилась семейная неприятность. Сын Миша – тихий скромный юноша, любимец отца, заявил, что обязан жениться. «Как? Ты обязан?» – закричал в ужасе Александр Николаевич, вспомнив себя, и схватился за грудь. Но ещё не ждали беды. Ещё, попрощавшись с Москвой, смогли добраться до Щелыкова, выдохнули. Мария Васильевна ушла в церковь к ранней обедне. За ней вскоре послали. Вернувшись, она вбежала в комнату, где его положили, и упала на грудь мужа: «Александр Николаевич, пробудись!»*

Пьесы Островского перестали ставить сразу же. В 1887–1888 годах на московской сцене не шло ни одной его комедии. Да и в последующее десятилетие они давались нечасто, считались устаревшими. Казалось, об Островском забыли. Но в 1898 году в московском ресторане «Славянский базар» встретились два мечтателя: молодой драматург Немирович-Данченко и актёр-любитель Алексеев, выбравший себе псевдоним Станиславский, которые проговорили ночь напролёт и решили создать новый, общедоступный театр «с теми же задачами и в тех же планах, как мечтал Островский».

Екатерина Купреева

Использованы материалы из книги В.Я. Лакшина «Александр Николаевич Островский»

*Годы жизни драматурга: 1823– 1886 

13.02.2020

Спектакли