«Р» сыграли на «Балтдоме – 2022»
«Сатирикон», невзирая на обстоятельства времени, всё-таки приехал в Петербург. Фестиваль «Балтийский дом» пригласил новую постановку Юрия Бутусова «Р» принять участие в основной программе ежегодного питерского театрального смотра, в этом году она на тему «Театр нашего времени». Гастроли состоялись 7 и 8 октября. Первое внешнее сильное впечатление – огромный интерес и невероятный билетный ажиотаж, когда залы мгновенно проданы, а в день спектакля лишний билетик спрашивают «куда угодно». Чувства хедлайнера. В фойе говорили, здесь собрался весь театральный Петербург, «чуть ли не на люстрах висели».
Второе – время стремительно догоняет этот спектакль! Не наоборот. «Р» работает с гоголевскими смыслами, выражая его своими словами, но раз от разу звучит всё более точно и снайперски попадает в сигнальную красную зону ежедневных проблем, заставляя зал взрываться новыми реакциями в неожиданных местах. Чем больнее и обострённее становится повседневность, тем более пророчески от спектакля к спектаклю резонирует на неё художественный мир постановки. Самый частый вопрос, который нам задали гости: «Вы вчера это поставили? Кажется, премьера совсем свежая – так это актуально». Между тем, зимой спектаклю будет уже год.Ирина Селезнёва-Редер, театральный критик, ПТЖ: «Безусловный фаворит месяца, гастрольный «Р» замечателен текстом, режиссурой, актерской игрой и наводящей ужас финальной пляской про то, как все мертвы»
Переосмысление гоголевского текста сатириконовской командой Бутусова рождалось в сложный и исключительно долгий репетиционный период – десять месяцев. И задачей, по словам Константина Райкина (роль Хлестакова), было возродить первозданную «зубастость» гоголевского «Ревизора», отодвинуться от его привычности, хрестоматийности. Можно ли сегодня этого добиться, чтобы сквозь кошмар нового типа докричаться друг до друга и быть услышанными? Надеемся, зрители найдут ответ.
Отзывы зрителей одной строкой:Константин Райкин: «В чём отличие нашего времени от гоголевского? Сегодня, зло, будучи разоблаченным, плевать хотело и на разоблачение, и на своих разоблачителей. Зло стало вязким. К нему нельзя просто прикоснуться и не увязнуть. Нельзя дотронуться до него, а потом как Чичиков в «Мёртвых душах» раствориться на тройке, легко умчавшись из города N с его чиновниками. Зло утягивает как росянка. Немая сцена с разоблачением инкогнито в конце «Ревизора» действовала оглушающе при жизни Гоголя. А теперь нет, не действует. Мы хотели вернуть ощущению пьесы былую остроту».
Благодарим наших организаторов, фестиваль «Балтийский дом», всех, кто помог в проведении гастролей. Спасибо, Петербург, прекрасный и родной «Сатирикону» город! Отдельно благодарим студентов актерского факультета РГИСИ, которые помогли сыграть финал спектакля!
Спасибо за огромный интерес, ажиотаж, эмоции и взаимный честный разговор нашим зрителям! Незабываемые непростые дни осени этого года.
Екатерина Купреева