Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

«Сатирикон» открыл театральную программу XII Международного Рождественского фестиваля искусств в Новосибирске

«Сатирикон» открыл театральную программу XII Международного Рождественского фестиваля искусств в Новосибирске - фотография

«Театр - маленькое жертвенное место, связанное с понятием «любовь», поэтому, «входите тесными вратами» - Константин Райкин и «Сатирикон» первыми приехали на крупнейший в Сибири форум культуры, который ежегодно под Рождество принимает в Новосибирске лучшие коллективы из разных городов России.

Спектакль-сказ «о благородстве жизни» - сатириконовский «Человек из ресторана» по повести Ивана Шмелева в постановке Егора Перегудова организаторы фестиваля и руководитель его драматической программы Алексей Крикливый справедливо сочли значительным, важным театральным произведением, способным «сделать всех нас чуть лучше» - задать нужную ноту, верный тон Рождественскому фестивалю. Постановку по произведению классика русской литературы на неизбывно актуальную – тему «о человеке» – с успехом сыграли 8 и 9 декабря на сцене Новосибирского академического молодежного театра «Глобус». Перед вторым показом в «Глобусе» состоялась творческая встреча с худруком «Сатирикона» Константином Райкиным под названием: «Театральное искусство сегодня».   


«Искусство должно отстаивать человека»

История рождения в «Сатириконе» спектакля по Ивану Шмелёву «Человек из ресторана» отталкивается от предложения режиссёра Егора Перегудова, рассказал Константин Райкин:

- В этой повести всё очень просто, и она невозможно точно попадает в самую сердцевину современных проблем, в наше время. Это про человека, который в море искушений, соблазнов и унижений – всего давящего и принижающего человеческое достоинство - отвечает на вопрос, как все-таки остаться человеком и это достоинство не потерять, как сохранить в себе самые важные на свете вещи. Вот это как раз про пресловутые «традиционные ценности», которые сейчас так официозны, что уже превратились в неживые формулы, навязли на зубах. А на самом деле «назывателем» этих ценностей, вдохновителем, воспитателем в духе этих ценностей является наша великая русская литература XIX века. Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Толстой, Чехов, Достоевский, Островский - если выкристализовать главное, они для меня говорят о том, что человек – его жизнь и его личность - это самая высокая драгоценность в стране, государстве, в обществе. Конкретный человек - это есть национальная идея. Например, патриотизм – уже результат, это вещь вторичная, производная. А человек, ценность индивидуума – это во-первых. И никогда этого не было в России на деле… А великая русская литература Золотого века дает это главное понимание. И этим должно заниматься искусство – отстаивать человека. Шмелевское произведение мне дорого, прежде всего, проникновением в человека и усилением этого маленького человека.

«Достоевский прославил Россию?»     

- Федор Михаилович Достоевский, может быть, самый любимый мой писатель, спасительный писатель для меня. Почему его великий роман посвящен убийце? Ну, кто такой Раскольников, если одной фразой - это человек, который зарубил старуху и ещё беременную женщину. Топором убил! И это гениальное произведение написано так, что мы к этому человеку подключаемся, сострадаем ему! А другой его роман называтся «Идиот». Ну, тоже доведите до сознания – «идиот» - об эпилептике, о юродивом. Этот юродивый стал одним из важнейших людей ХХ века! Потому, что князь Мышкин – это один из редчайших случаев положительного героя, который повлиял на всю мировую культуру. Вот я думаю, задаю риторический вопрос: «Достоевский прославил Россию?» Конечно! Только как - рассказав про убийцу, про убогого больного эпилептика - прославил, но не кондово, не впрямую. Потому, что человек – любой человек (любой!) – есть бесконечная драгоценность! Даже отморозок. Вот о чем говорит наша великая литература! И Шмелев в этом смысле - конечно, прекрасный удивительный писатель, и это произведение – «Человек из ресторана» - в частности. Это темы нужные, потому, что люди всегда испытывают потребность в подтверждении своих духовных основ.

«Театр - как некая духовная баня - вообще, должна быть регулярной»

- Чтобы не разочаровываться в людях, надо не очаровываться ими. Потому, что люди так устроены - это такая порода животных – среди них тех, что испытывают потребность в духовной подпитке – меньшинство. Потому, когда мы видим и читаем, что рейтинги плохих, безвкусных, мещанских передач на телевидении высоки, а у хороших тонких, интересных с точки зрения искусства передач - маленькие рейтинги - это вот поэтому. Потому, что людей грубых, нетонко чувствующих, мало задумывающихся - как их называл Федор Михаилович, «непосредственных деятелей» - их гораздо больше. При том, что бывают ситуации, которые этих «непосредственных деятелей» делают очень талантливыми. Я очень верю в то, что один и тот же человек в разных обстоятельствах может измениться. Я не согласен с тем, что искусство не может изменить мир, не может изменить людей. Я в этом смысле оптимист с подтверждающей практикой. Обязательно сильный спектакль, пока он идет, очень меняет зрителей. Другое дело, что это некая духовная баня, которая должна, вообще, быть регулярной. На 2-3 часа, пока идет сильный спектакль, чрезвычайно меняются люди, с ними происходят поразительные, прекрасные, божественные метаморфозы. Они это состояние потом забудут, вернутся к своей обычной жизни... А Бог, думаю, запомнит... И потом немножко им наказаньице скостит…

«Ни интеллекта, ни знаний – один талант – больше ничего!»

- Если поступающий на актерский факультет молодой человек говорит, что хочет быть актером, потому, что хочет славы и денег… Всё! Что называется, спасибо за правду, мы расстаёмся! Никогда в жизни не может быть это главным для настоящего актёра, актера по природе. Мои нынешние студенты - будущее театра - они ничего не знают, разговаривать не умеют вообще, писать грамотно не могут! Они даже ещё не «слезли с дерева»! Школа не дает ни-че-го. У них - один талант! Ни интеллекта, ни знаний никаких. И вот они проходят у меня жесточайший отбор, жесточайший конкурс в течение несколько месяцев… И, наконец, они поступили. Это серьезное эмоциональное потрясение – они же сказать ничего не могут – начинают плакать, стонать! Вот это важно, это главное – вот это мычание бессловесное, странная тяга хотеть на сцену. А вовсе не деньги, не слава – это всё потом. Ну, а дальше - еще труднее - не стать ремесленником и «не замозолиться» душой, насовсем сохранить в себе этот ученический трепет. Театр – это маленькое жертвенное место, тесно связанное с понятием «любовь». Поэтому, я часто напоминаю моим студентам слова Евангелия: «Входите тесными вратами…»

Чем питаются СМИ

- Современные средства массовой информации имеют психологию стервятника. Их не интересуют замечательные тонкие серьезные события в искусстве, в театре – нет. Какой лучший подарок может артист сделать средствам массовой информации? Умереть. Вот на похороны слетается столько камер, столько журналистов, сколько никогда не собирал этот умерший артист на свою самую замечательную работу! Смерть и скандал… Пусть эти журналисты на премьеру в таком количестве придут и так ею интересуются, как смакуют то, что я там с трибуны сказал. Да не хочу я говорить с трибуны – сказал, потому, что не мог не сказать! Конечно, не хочется всех так уж огульно «охуливать» – но это стервятничество в СМИ повсеместно. И это… нехорошо.

«Не могу отнимать от необходимого на необязательное»

- В кино мне предлагают время от времени сниматься те, кто не знают, что я всем отказываю. У меня был довольно известный случай, когда меня Спилберг пригласил за 17 млн. долларов. И я ему сразу отказал. Сразу! Я же повязан расписанием – я преподаю, я ставлю, я играю и я театром руковожу – всё! Я не могу в это время еще заниматься съемками, потому, что это означает, что это время я буду отнимать от необходимого на необязательное - это вообще неправильно. А потом, что они мне могут предложить – я уже всё сыграл. У меня, знаете, послужной список – будь здоров! И я работал и продолжаю работать с такими режиссёрами – тоже, слава Богу! У меня всё в жизни связано с театральным делом. А кино я просто смотреть люблю.

«Созидательное начало побеждает разрушительное»

- Я очень много езжу по России, вижу многие театры. И в театре я довольно много смотрю. Из недавнего, меня очень порадовал Тимофей Кулябин. Я с некоторым опозданием посмотрел два его спектакля. «Онегин» мне очень понравился – это всерьез хороший спектакль, новаторский и сильный. А потом я посмотрел «Три сестры» - и это меня вообще победило. Я считаю, это прорыв! Я думал, что после Юрия Бутусова, после «Чайки», которую он у нас в «Сатириконе» поставил, меня долго ничто не сможет удивить в Чехове. И вдруг я увидел этот спектакль. Я только одним все время мучался – где он взял такое количество таких хороших глухонемых артистов?! Они замечательно играют! А потом вдруг я стал их узнавать – и понял, что это его артисты, просто так хорошо играют! А потом посыпались эти вопросы: «Ну, для чего, ну зачем он это сделал?» А я увидел в этом смысл! Потому, что это настолько «зажамканный» уже текст, дальше некуда затрактованная пьеса, и когда я вижу, что играется это сутево, по-животному, без интонаций, которые тоже мы все уже слышали – переслышали, всю эту «чеховщину», а идёт только чистый текст – есть такое возвращение к истокам, к истинному настоящему смыслу.

Вообще же, у «Сатирикона» с Новосибирском – давний роман. А истории московского «Сатирикона» и новосибирского «Глобуса» тесно связаны дружбой, которой больше четверти века. Не говоря уж о том, что сцена «Глобуса» - в России самая похожая на сатириконовскую сцену. Мы не стандартные, не вписываемся в традиционную стереотипную коробку - мы бывший кинотеатр, и на сцене у нас - всё не так, как должно быть. И вдруг, здесь всё так, как должно быть, но при этом очень похоже на нас! Самая годящаяся для нас сцена! Более четверти века назад, ещё когда директором «Глобуса» была Мария Ревякина, мы подружились, и с тех пор приезжаем в Новосибирск регулярно, и всегда замечательно. И когда Мария Ревякина, такой значимый человек, из «Глобуса» ушла, тем не менее, было кому подхватить дело, и здесь в театре продолжает быть очень профессионально, сохраняется хороший здоровый климат. Созидательное начало побеждает разрушительное!


Смотрите полную видеозапись встречи на YouTube

Смотрите видеозапись финала спектакля "Человек из ресторана" от 8 декабря 2017 года, Новосибирск

 

10.12.2017

Фотографии

Видео

Спектакли