Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

Те, кого ждали. «Сатирикон» вернулся с «Больших гастролей» по Сибири

Те, кого ждали. «Сатирикон» вернулся с «Больших гастролей» по Сибири - фотография

Большие сибирские гастроли «Сатирикона» завершены. Десять спектаклей – значительный гастрольный этап во второй половине сентября - театр замечательно провел его в Томске и Кемерове - при полных залах и сильнейшей сердечной зрительской отдаче. Благодаря проекту Федерального центра поддержки гастрольной деятельности в двух крупных сибирских городах зрители смогли увидеть спектакли «Король Лир» У.Шекспира (реж. Ю.Бутусов), «Однорукий из Спокана» М.Макдонаха (реж. К.Райкин), «Лекарь поневоле» Мольера (реж.К.Райкин») и поэтический моноспектакль «Константин Райкин. Своим голосом». Как отметил худрук «Сатирикона», отмечая бесспорную важность «Больших гастролей», «и Томск, и Кемерово – замечательные высококультурные, театральные города, и в творческом отношении эти гастроли прошли для «Сатирикона» очень плодотворно. Россия – театральная империя, она имеет мощные театральные традиции, и «Большие гастроли» - конечно замечательное, сближающее театральное дело, достойное всяческих похвал».

Творческий интерес к «Сатирикону» ощущался в Сибири с первых же гастрольных дней – вопросы, которые звучали на пресс-конференциях, на встречах с журналистами и коллегами были всегда неформальны и связаны с впечатлениями, выдающими осведомленность томичей и кемеровчан о постановках, об именах «Сатирикона», указывали на давнюю любовь сибиряков к московскому театру – всюду чувствовалось искреннее внимание и благодарность за привезенные спектакли.

Стоит сказать, что несколько последних лет гастроли для «Сатирикона» – вещь желанная, они дают возможность коллективу, артистам провести несколько дней непосредственно друг с другом. В Москве это случается реже, поскольку здание «Сатирикона» на большой реконструкции, театр живет без своего дома. И на гастролях сатириконовцы рады возможности подольше побыть вместе. Поэтому встреча с журналистами и театральными коллегами в Томске была украшена присутствием на конференции практически всего состава ведущих сатириконовских артистов, занятых в культовой постановке Юрия Бутусова «Король Лир» - оттого живость и яркость беседы развивалась по-нарастающей. Вопросы касались, в первую очередь, самого спектакля, тех изменений, которые происходят с постановкой на протяжении одиннадцати лет ее существования – ведь известно, что кроме естественных, живых преображений сценического произведения во времени, и сам режиссер Бутусов, уже после состоявшейся премьеры, часто продолжает менять, дорабатывать свои спектакли. В других темах журналисты раскланивались перед артистами, перед театром за «потрясающую» энергию, за «невероятную работу». Отвечая на вопрос про зрительскую «отдачу» в Томске, Владимир Большов улыбнулся: «Вначале зал словно задавался настороженным вопросом: «А приехали те, кого мы ждали или нет? Но скоро ответ был найден - приехали те, кого ждали – и началось другое, совершенно открытое взаимодействие».

21686117_340957146366178_3464468062743555867_n.jpg 21765206_340957943032765_1762738366743576353_n.jpg

21686065_340957476366145_2050310859363750343_n.jpg 21618003_340957259699500_8328048109129597455_n.jpg

Денис Суханов удивил и обрадовал томичей личной историей: оказалось, несмотря на то, что артист впервые в Томске, для него это практически родной город: «В Томске поженились мои родители, мама окончила Томский политехнический институт, а отец играл за томскую футбольную команду «Томск-лес». Обсуждая новые театральные технологии, в частности, он-лайн трансляции, видео-версии спектаклей, версии для очков виртуальной реальности – тему, безусловно, насущную для удаленных от театральных столиц зрителей, «Сатирикон», несмотря на имеющийся передовой опыт (HD - видеоверсия сатириконовского спектакля «Чайка» этой осенью успешно идет в прокате в кинотеатрах США и Великобритании) - все-таки был единодушен в том, что ничего ценнее и важнее живого контакта в театре нет. «Это мне показывают то, что видит камера, а не то, что я хочу увидеть. Я, может быть, хочу смотреть в этот момент совсем в другое место, на другого артиста. Это как по гербарию сказать, что ты был в лесу» - заставил всех улыбнуться Константин Аркадьевич. «Чем больше нас будет порабощать наш век технологий, тем ценнее будет то, чем мы занимаемся на самом деле» - подтвердила Агриппина Стеклова. Развивая тему, Константин Райкин напомнил об очень важной функции театра – сближать людей: «Ходить в театр очень полезно! 2-3 часа, проведенных в едином духовном подъеме - это знак, что можно понять друг друга, и очень согласно существовать. Театр - это маленькая модель, микроб спасения. И есть такие великие строчки у поэта Николая Смолякова: «И землю жаворонок держит на нитке песенки своей». Вот иногда мне кажется, что театр и есть этот жавронок».

Вопросы сибиряков касались и кино, съемок театральных артистов в различных медийных проектах. Вспоминали недавнего каннского лауреата – фильм «Нелюбовь» Андрея Звягинцева, где в главной роли снялась Марьяна Спивак, и фильм Владимира Досталя «Монах и бес» с Тимофеем Трибунцевым, получившим «Нику» за главную мужскую роль. Марина Дровосевова – актриса, педагог и режиссёр будущей сатириконовской премьеры рассказала о новом поколении артистов - молодом «Сатириконе» и готовящихся молодежных спектаклях #НЕБАЛЕТ и #НЕПУШКИН.

 В Томске и Кемерове молодой «Сатирикон» был представлен «Лекарь поневоле» - Константин Райкин создал спектакль в технике мгновенных перевоплощений Аркадия Райкина. Высокая оценка постановке выражалась не только в бурных овациях зала, но и в профессиональных отзывах. Директор Кемеровского областного театра драмы Алексей Разуков, принимая «Сатирикон», неожиданно открыл для себя еще одну важную гастрольную составляющую: «Это еще и неучтенные, так их назовем, мастер-классы для наших актеров и для наших режиссеров. Потому что мы следим очень внимательно за всеми работами, которые проводит Константин Аркадьевич со своими актерами. И следим за светом, и за звуком – все ребята приезжают очень профессиональные, работают на высоком уровне мастерства».

I2MG_0130.jpg 20170920_134424.jpg

20170926_095101.jpg    20170926_095004.jpg   PrQzoo_Ek20.jpg

Вслед за «Королем Лиром», представленным в Томском областном театре драмы, в Томском ТЮЗе давали «Однорукого из Спокана» Мартина Макдонаха - одного из любимых современных авторов Константина Райкина, автора жёсткого, но и милосердного: «Он берет преступников, маргиналов, ублюдков и доказывает, что они тоже люди. Потому что он настоящий христианин, он совершенно русский, он под таким влиянием Достоевского, что другого такого ученика у Достоевского не найдешь». Отрадно было видеть искреннюю радость руководства Томского ТЮЗа, стремящегося проводить молодежно ориентированную политику, от того, что сатириконовский Макдонах «достался» именно их сцене. А еще всем коллективом спектакля «Однорукий из Спокана», всем «Сатириконом» мы хотим выразить особую благодарность директору принимающего театра Владимиру Казаченко и шеф-повару Томского ТЮЗа за особенно теплый и заботливый прием артистов, за беспокойство о коллективе после спектаклей.

 Один из участников гастролей - спектакль «Константин Райкин. Своим голосом» - совершенно по-особому прозвучал в Томске. Дело в том, что в поэтической программе этой постановки в исполнении Константина Райкина звучит стихотворная поэма Давида Самойлова «Струфиан», в которой поэт представил свою версию легенды об императоре Александре I и знаменитом сибирском старце Федоре Кузьмиче. Федор Томский, святой подвижник, последние годы жизни провел на заимке недалеко от города (сегодня это район в черте Томска), и был похоронен в Богородице-Алексеевском мужском монастыре, где теперь хранятся его мощи. Существует легенда, что Федор Кузьмич и император Александр I – это одно и то же лицо, что император не скончался в Таганроге, а инсценировал свою скоропостижную смерть и под видом Федора Кузьмича начал скитальческую отшельническую жизнь. Говорят, многие жители Томска верят в эту версию истории и действительно считают своего Томского старца Всероссийским императором. Так это или иначе, но Константин Аркадьевич побывал в монастыре у мощей Федора Томского и с особенным предисловием прочел поэму «Струфиан» для томичей.

Если раньше «Сатирикон» уже бывал в Томске - сюда привозили спектакль «Контрабас» Елены Невежиной - то на Кузбасс наш театр приехал впервые. Однако для многих сатириконовцев оба этих города стали открытием. Артисты отметили невероятную красоту сибирской осени, напоминающую пушкинское Болдино; томскую университетскую «молодежность» (в городе множество учебных заведений и большая часть жителей – студенчество); воздушную ажурность купеческой деревянной архитектуры, а также невероятное количество памятников и памятничков, сделанных с заботой и вниманием к людям – жителям города. Особенно понравились находяшиеся вблизи театров на набережной Томи гротескный и самоироничный памятник Чехову с пояснением: «Антон Павлович в Томске глазами пьяного мужика, лежащего в канаве и не читавшего «Каштанку» и невероятно по-человечески трогающий монумент постовому дяде Коле – реальному сотруднику ГАИ Николаю Путинцеву, которого знал, любил, уважал весь Томск. Дядя Коля старался не штрафовать, а недопускать нарушений, был добр и равно-уважителен с каждым, многих жителей знал лично и простоял на своем посту 20 лет. А через год после смерти был воплощен на том же месте в памятнике, средства на который заботливо собрали всем городом.

20170920_135252.jpg 20170923_164437.jpg

 20170922_124505.jpg 20170923_122659.jpg

В столице Кузбасса художественным откровением для артистов стала выставка новосибирского художника Юрия Третьякова в Кемеровском музее изобразительных искусств «Это такой сибирский, деревенский имрессионист, парадоксалист, у него замечательное чувство юмора, замечательно метафоричный язык, он такой мастер, такой философ, такой глубокий!» - восхитился Константин Аркадьевич, – «Круг – то ведь сужается с возрастом, людей-то родных становится меньше. А тут оказывается, иногда и прибавляется кто-то - я увидел родного человека».

Подведя итоги этих больших сентябрьских гастролей, худрук «Сатирикона» отметил их «тройную» пользу для самого театра: во-первых, пользу художественную, производственную – проверку на слаженность работы всего коллектива; во-вторых, уже упомянутую редкую возможность для театра иметь временный дом, достаточно долго побыть всем вместе. И самое важное - эти гастроли подарили встречу с очень хорошей публикой, в которой совсем нет снобизма, которая идет за спектаклем по зову души, открыто, живо, эмоционально. А ведь именно такая человеческая открытость и делает наше театральное дело, да и саму жизнь ощутимой. 

Автор: Екатерина Купреева

02.10.2017

Спектакли