"ОТЕЛЛО" Юрия Бутусова в Сатириконе - это бомба.
Я раньше боялась рекомендовать к просмотру Бутусова, т.к. он настолько специфический, что можно прослыть очень странным тетралом и заслужить абсолютное недоверие к своим рекомендациям. Однако вчера я поняла, что если театр хоть сколько-нибудь вам интересен - вам нужно посмотреть Бутусова обязательно. Это какая-то новая вселенная для меня, сбивающая с ног. Причём в его спектаклях идеально всё: команда актеров, художников, сценография, режиссура - это идеально сложенный театр, такой, каким он должен быть. Даже в моменты, когда ты совершенно ничего не понимаешь (например, на "Пер Гюнте" таких было очень много), это не вызывает никакого отторжения, а только вызывает еще больший рост заинтересованности и чувствительности.
Итак, ОТЕЛЛО. Представьте - сцена настолько большая, что уходит в зал. Задействована, как обычно у Бутусова, чуть более чем полностью. Начало - это типичная Бутусовская вакханалия, невероятно эстетичная (по эстетике, пожалуй, меня больше всего впечатлил именно этот спектакль). Все орут, всё прекрасно, всё как обычно и всё как я хотела. Ну а дальше всё так заворачивается, что сама твоя душа заворачивается вместе со всем этим. Денис Суханов (Отелло) плачет на сцене так, будто у него кто-то умер в реальной жизни, и сердце разрывается, мир рушится вместе с ним. Какая-то запредельная игра. Я вообще не понимаю - они всегда так играют в этом спектакле, или сейчас, на волне переживаний из-за Павла Устинова и всего московского дела, эмоции особенно накалены. Я не представляю, как все эти замечательные актеры могут потом прийти домой, к семье, поставить чайник и заниматься какими-то обычными домашними делами. Просто не понимаю. Я только от того, что смотрела это, ушла с дрожащими коленками и не могла уснуть пол ночи.
Тимофей Трибунцев, Марьяна Спивак, Денис Суханов, Антон Кузнецов, как вы вообще всё это делаете? Как Юрий Бутусов умудряется собрать весь этот пазл? Что вы творите?
Это первая постановка Отелло, которую я видела, мне не с чем сравнить. Здесь обнажены глубинные человеческие страхи, сомнения, неуверенность, гнев, бессилие, власть, доверие, одиночество и снова бессилие, бессилие... Отелло настолько беспомощен и уничтожен, что порой кажется, что ему сейчас остаётся только провалиться сквозь сцену прямо сейчас. Ему не уступает отчаяние Дездемоны (Марьяна Спивак).
Вся история удивительном образом получилась не о ревности, а о человеческом бессилии, прежде всего перед самим собой. Здесь даже жестокости нет, есть только бессилие (мнимое или настоящее) перед сокрушительными обстоятельствами и перед лицом своих страхов.
Я крайне рекомендую. Это нечто запредельное по уровню.